Удобство, доступное всем. Как развивают сервисы для людей с инвалидностью?

Цифровые сервисы вошли в повседневную жизнь людей окончательно. Технологии позволяют решать проблемы самых разных слоёв населения. Например, Правительство РФ утвердило программу цифровой трансформации в социальной сфере.

   
   

Одним из важных направлений стало развитие сервисов для людей с инвалидностью. На эту тему в пресс-центре Медиагруппы «Комсомольская правда» прошёл круглый стол – эксперты обсудили, какие сервисы уже работают в нашей области.

Киберуслуги

Большинство людей уже не может представить свою жизнь без гаджетов, которые практически всегда под рукой.  Это позволяет нам не только быть постоянно на связи, но и также решать многие повседневные проблемы. Для этого в России создаются и развиваются различные электронные сервисы.

Один из них создан Фондом социального страхования – это Личные кабинеты граждан. Через этот ресурс человек может узнать информацию по листкам нетрудоспособности, об услугах, предоставляемых ФСС, осуществить расчёт пособия и так далее.

О функционале сервиса рассказала управляющий Самарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Елена Кривошеева: «В личном кабинете есть две части: открытая и закрытая. Некоторые разделы может увидеть любой человек, но другая часть, содержащая персональные данные, закрыта и становится доступной после авторизации через портал Госуслуги».

Кроме того Елена Николаевна рассказала и о другом сервисе – приложение Социальный навигатор помимо информации об услугах содержит ещё и базу адресов социально значимых объектов: отделениях ФСС, лечебно-профилактических учреждений и так далее.

«Через Социальный навигатор также можно отслеживать очередь на лечение, подавать заявки на обеспечение технических средств реабилитации (ТСР), - продолжает Елена Кривошеева».

   
   
Фото: Комсомольская правда Самара

Один из последних сервисов, который удалось ввести во время пандемии, – это Электронный сертификат.

Новая система

Введение Электронного сертификата обсуждалось давно. Внедрить его удалось в октябре 2021 года.

О том, как он работает, рассказал начальник отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Игорь Щербаков: «Электронный сертификат – это запись в реестре, которая привязывается к номеру банковской карты МИР. Денежные средства с неё не перечисляются на карту, а резервируются в Федеральном казначействе до совершения покупки».

С помощью Электронного сертификата человек может приобрести, например, практически все виды технических средств реабилитации, кроме протезов верхних и нижних конечностей. Однако реализация протезов по сертификату планируется уже в следующем году.

В первом квартале 2022 года этой услугой воспользовались 42 человека. Во втором квартале это число уже увеличилось более, чем в 10 раз. Всего за 2022 год обратилось свыше 1700 человек на общую сумму в 44 миллиона рублей. Чаще всего обращались за покупкой кресел-колясок, ортопедической обуви, слуховых аппаратов и прочих необходимых для людей с инвалидностью вещей.

На встрече присутствовали партнёры программы – директор ООО «Домашний доктор» Олег Старинов подробнее остановился на описании Электронного сертификата. По его словам, раньше инвалид мог получить средства на покупку необходимых ему вещей двумя способами: в натуральном виде после заключения Государственных контрактов или через компенсацию.

Среди минусов второй системы называют необходимость сперва вложить свои средства в покупку, а уже затем дожидаться возврата. Электронный сертификат решает эту проблему.

«Необходимы было специальные программные и аппаратные средства, которые позволят работать с этой системой. Также нужно было обучить персонал. С течением времени мы анализировали ошибки, пытались понять, какие технические неточности не позволяют произвести оплату. На текущий момент всё стало достаточно понятно», - рассказал Олег Юрьевич.

Елена Кривошеева также добавила, что процесс цифровизации неизбежен – в условиях пандемии многие ушли в онлайн. Цифровые сервисы уже плотно вошли в жизнь граждан. Теперь нужно поддерживать обратную связь с людьми и информировать их обо всех нововведениях.