Тоскуют украдкой. Почему самарцы с депрессией не спешат идти к врачам?

По прогнозам ВОЗ, в этом году депрессия выйдет на первое место в мире среди всех болезней, обогнав инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания. В прошлом году в Самарской области этот диагноз поставили более 1600 жителям региона. Но эксперты говорят, что на самом деле эта цифра в разы  больше. Самарцы не спешат обращаться в государственную психиатрическую службу за помощью, предпочитая искать выходы из депрессивного состояния самостоятельно.

   
   

Как успокоить «дракона»?

Жительница Самары Ирина каждый год с тревогой ждёт осень. Пять лет назад у женщины диагностировали эндогенную депрессию. В межсезонье симптомы обостряются.

«Внутри меня будто просыпается дракон, который поглощает радость и другие светлые эмоции. Сил нет совсем. В конце октября переезжаю жить к маме. Мне так легче. Хочется, чтобы кто-то в период  обострения просто находился рядом. Утром очень трудно поднимать себя с постели. Мама варит кофе, печет блины, я вдыхаю эти ароматы и чувствую себя живой. Как только наступает зима - становится легче, возвращаюсь к обычной жизни»,- рассказывает Ирина, которая приспособилась жить с этим заболеванием.

По данным медиков, эндогенной депрессией чаще всего страдают женщины. Симптомы недуга впервые проявляются в подростковом возрасте и набирают силу к 30-40 годам.

Предприниматель Мария Волощук с проблемой клинической депрессии столкнулась более двух лет назад.

«Удивилась тогда поставленному диагнозу – мне казалось, что я очень сильный человек, и такая проблема мне не грозит. Веду здоровый образ жизни, занимаюсь спортом, люблю жизнь, но, как оказалось – клиническая депрессия это не грусть-печаль, а нарушение химических процессов. Проходила медикаментозное лечение. Одни препараты перестали действовать, пришлось увеличивать дозы и менять лекарства. Сегодня я, живя в этой проблеме и борясь с ней ежедневно, готова делиться своим опытом, чтобы люди не попадали в похожие ситуации», - говорит Мария.

По её словам, основной причиной заболевания стали перегрузки на работе. «Выстраивая хронологию событий, поняла, что как только ввели чаты в месседжерах для быстрого решения рабочих вопросов, мне стало невыносимо работать в таком режиме. Уже через полгода я оказалась в кабинете психиатра с криком «Помогите!». Чаты в месседжерах превращают жизнь людей в бесконечную бомбардировку проблемами. С приходом в нашу жизнь смартфонов, мы потеряли защиту личного пространства. Психика не всегда выдерживает интенсивный информационный поток и реагирует на него депрессией»,- рассказывает Мария Волощук.

   
   

Руководитель международного центра психосоматики Дмитрий Раевский отмечает, что депрессия может возникать как в результате воздействия внешних, так и внутренних факторов. К ним можно отнести положение в обществе, проблемные ситуации на работе или дома, потерю близкого человека, болезнь, постоянные переживания и склонность к меланхолии.

Наиболее подвержены этому заболеванию люди профессий из сферы «человек-человек»: телефонные консультанты, врачи, продавцы. Они ежедневно сталкиваются с проблемами, переживаниями и негативными эмоциями посторонних людей.

«Так же отдельно стоит выделить людей, особенно мужчин, которые испытывают кризис среднего возраста. Это именно тот переломный момент жизни, когда в одну точку собираются юношеские стремления, взлеты и падения в профессиональной сфере, опыт личной жизни, пережитые потери, неоправданные ожидания и видимый успех других на фоне собственных промахов. И эта точка может стать как удачным трамплином для прыжка вверх, так и шага в бездну», - отмечает Дмитрий Раевский.

Юрий Курдин, медицинский психолог
При эндогенной депрессии у пациента нарушается выработка нейромедиаторов - мелатонина, дофамина, норадреналина. Впервые такая депрессия дебютирует в подростковом возрасте. Может нарушаться сон, наблюдается низкая активность в первой половине дня, впоследствии появляются проблемы с желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой системой. Экзогенная депрессия вызывается событиями жизни, например, утратой близкого человека или, к примеру, потерей работы. Следует отметить, что за последние 10 лет количество граждан, которые обращаются с депрессивными расстройствами, выросло в разы. Судя по всему, эта тенденция продолжится. Связано это с изменениями, как в мире, так и в жизни конкретного человека. Чтобы защититься от депрессии нужно стараться соблюдать в жизни баланс: уделять внимание разным сферам, «без перекосов»: и своему здоровью, и семье, и работе, и хобби. Тогда в случае проблем в одной сфере, у человека больше шансов удержаться на плаву.

Добрые дела тоже лекарство

Директор туристической компании Маргарита Назарова отмечает, что текущий год очень сложный для её сферы деятельности.

«Проекты стали останавливаться один за другим. Закрытие границ, Наши партнеры заморозили всю маркетинговую активность, а это означает, что и доходность компании резко сократилась. Вначале мы все думали, что это скоро пройдет, но, оказалось, что у вируса были свои планы. Ответственность за сотрудников, оплата заработной платы, расходы на офис, и расходы в течение шести месяцев без доходов кого угодно вгонят в тоску. Но, у меня есть лучшее лекарство от депрессии - это благотворительность», - поделилась рецептом выхода из душевного кризиса Маргарита Назарова.

По её словам, всегда есть те, кому сложнее. Маргарита более трех лет занимается помощью приютам для бездомных животных. «С уверенностью могу сказать, что депрессии не место в нашей жизни, а мы можем гораздо больше, и даже тогда, когда кажется, что выхода нет»,- отмечает волонтер.

Дмитрий Раевский уверен, что любое эмоциональное напряжение должно находить разрядку, и для каждого человека это индивидуально. Кто-то спасая других, находит способы помочь себе. Кто-то старается как можно больше узнать о проблеме. Кто-то нуждается в активной деятельности. Кому-то наоборот необходимо уединение.

«В любом случае, чтобы избежать депрессии всегда находите возможность делать себе маленькие подарки, вносите разнообразие в свою жизнь, меняйте маршруты от дома до работы, большие цели дробите на маленькие задачи, которые легко выполнить, не завидуйте другим, радуйтесь за них. Сохраняйте внутреннюю гармонию. Если ничего нельзя изменить, то и нет смысла паниковать», - рекомендует эксперт.

Анна Кирьянова, писатель, философ, психолог
Есть клиническая депрессия и ее необходимо лечить. Но сейчас депрессией стали называть грусть, печаль, пониженное настроение, тоску... И при таких состояниях уже назначают антидепрессанты, потому что нормальный человек должен быть бодр, оптимистичен и позитивно настроен. Но еще Чарльз Дарвин писал, грустный человек принимают более правильные решения. И имеет куда больше шансов избежать опасности. По мнению автора теории эволюции, лечить такие состояния не нужно, они сами проходят, если примешь правильное решение! Однажды к психиатру Томпсону пришла дама и попросила отменить таблетки. Хотя они ей очень помогли - от депрессии и следа не осталось. Ровное, спокойное настроение. Доктор удивился, а дама пояснила: настолько ровное и спокойное настроение, что даже жизнь с мужем, извергом-алкоголиком, стала казаться вполне сносной. А давно пора принять решение и развестись! И иногда довольно одной беседы, чтобы человек почувствовал себя лучше - ровно настолько, чтобы это решение принять. Так что во всем есть смысл и польза. И в печали тоже.

Опасаются «ярлыков»

Главный врач самарской областной психиатрической больницы Михаил Шейфер отмечает, что в прошлом году в Самарской области к психиатрам обратились более 58 тысяч человек. У 3% из них была выявлена депрессия.

Но в действительности количество лиц с депрессией больше, чем тех, кто пришел за официальной помощью. Люди не всегда обращаются в государственную психиатрическую службу, опасаясь, что их поставят на учет и появятся ограничения по вождению транспорта или в правах на владение оружием.

«Вполне допускаю, что они могут обращаться либо к неврологам, либо к частным специалистам - психотерапевтам, которые могут достаточно легко назначать медикаменты. Пациенты с депрессией очень редко оформляют больничный лист. Опасаться идти к профильному врачу не нужно. Диагноз в больничном листе не указывается. Тут нужно расставить приоритеты: главное - это здоровье», - отмечает Михаил Шейфер.