В Театре юного зрителя «СамАрт» прошли премьерные показы спектакля «Дом, в котором» (16+). Хотя локальные инсценировки по этому роману в стране были, самарский театр все же первым решился на масштабную постановку об интернате для детей-инвалидов. Премьеру посетил журналист «АиФ-Самара».
О литературной основе
Тысячестраничный роман «Дом, в котором» вышел в 2008 году. Мариам Петросян писала его с юности, затем неоконченная рукопись долго скиталась по её друзьям и знакомым. Затем роман предложили издать, и автор спешно его дописывала в течение года, что сказалось на его качестве не лучшим образом.
Книга стал культовой среди подростков (они же в большинстве и пришли на премьеру), но не среди взрослых. Многие читатели, в частности, считают, что роман зияет сюжетными дырами, персонажей очень много, и они прописаны плоско, текст в целом небрежен: изобилует раздражающей парцелляцией, диалоги и монологи распадаются из-за отсутствия в них логики и смысла. Но при этом большинство хвалит саму идею Дома и образность.
По сюжету Дом – это интернат для детей-инвалидов, располагающийся в аварийном здании. У некоторых обитателей странного учреждения есть паранормальные способности, которые, впрочем, описаны весьма смутно. Место и время действия неясны. Обитатели Дома делятся на стаи – Крысы, Псы, Фазаны и другие. У детей, воспитателей, врачей нет имен – только клички. История большинства героев неизвестна, диагнозы не упомянуты, просто некоторые ездят на инвалидных колясках и всё. В Доме есть Могильник – так подопечные интерната называют больницу. Мир за пределами они зовут Наружностью и очень его боятся, некоторые буквально до смерти. А еще есть Изнанка – пространство, в которое подростки попадают, претерпев сильное эмоциональное потрясение или попробовав запрещенных веществ.
Магия на сцене
Спектакль в Самаре поставила приглашенный молодой режиссер Сойжин Жамбалова. И она, можно сказать, сотворила чудо. Из множества персонажей книги драматург Виктория Костюкевич выбрала стаю под предводительством Слепого. На сцене появляются Сфинкс, Табаки, Курильщик, Лорд, Чёрный, Македонский, Рыжая, Русалка, Ральф и еще несколько героев.
Диалоги в спектакле не такие тягучие, хотя невысокое качество исходного текста все равно иногда прорывается наружу. И на четвертом часу спектакля (а он идет 3 часа 40 минут) ниточка повествования иногда теряется именно из-за этих разговоров, из которых ускользает смысл.
Главные достоинства самарской постановки – великолепные декорации, спецэффекты, технические решения и анимация. Стены полуразрушенного Дома с лужами подле них, с черными окнами и граффити кажутся жуткими и зловещими. На эти же стены проецировалась анимация, усиливая впечатление «потусторонности» и фантасмагории происходящего на сцене.
Не все актеры играли одинаково хорошо и не все образы воссозданы одинаково удачно. Отлично сыграна девочка Химера, она выглядела максимально странной, и ее ужимки вызвали в зале взрывы смеха. Еще возникло субъективное ощущение, что герои слишком хорошо и стильно наряжены, одежда их не засаленная и не поношенная, а только что вышла аккурат из костюмерного цеха. Из-за чересчур ярких «прикидов» в первые минуты возникает ощущение, что вы находитесь в каком-то странном цирке, но выглядит это так завораживающе, что трудно оторваться. Самарские театры редко балуют хорошим визуалом, а в «Доме, в котором» им можно наслаждаться бесконечно.
Если вы не читали книгу, может быть, не все происходящее на сцене будет понятно, но гнетущую и мистическую атмосферу Дома вы прочувствуете точно. И она стоит того, чтобы посмотреть спектакль.