В золотошвейной мастерской мастерицы создают уникальные, вышитые золотыми и серебряными нитями предметы для церковных обрядов.
Иверский женский монастырь издавна славится своими вышивальными традициями. Среди знаменитых работ монахинь - вышитое вручную Самарское знамя, переданное в Болгарию для ополченцев. На многие работы требуются годы. Стежок за стежком – так рождаются произведения искусства, которые становятся живым благословением.
Для вышивки нужна нежность
Трудница в Иверском монастыре Елена посвятила вышиванию десятилетия. Под её пальцами цветные шелка не раз становились иконами. Для Елены филигранная работа - и послушание, и радость для души.
«Наша золотошвейная мастерская работает непосредственно с сестрами, которые занимаются иконописью. Художники-иконописцы помогают перенести рисунок на шёлковую ткань, чтобы сохранить святой образ без искажения», - рассказывает Елена.
Перед большой работой мастерицы сначала красят необходимое количество шёлковых нитей в оттенки. Это кропотливая работа, требующая внимания и терпения.
Для крашения применяют старинную технику, используют не химические красители, а природные. Среди них ольховые шишки, травы, индиго, гранатовые корочки и другие натуральные компоненты. Поэтому получаются цвета более сдержанные, благородные, насыщенные.
Шёлковые нитки скручивают в так называемые пасмы - меры длины пряжи, составляющие часть мотка или ручного мотовила, и помещают в горячие растворы. И здесь важно их не перегреть.
«Если вода начнет кипеть, шёлковые нити станут ломкими. При недостаточном прогреве, не окрасятся должным образом. Важно держать температуру от 80 до 90 градусов и постоянно помешивать, чтобы краска распределялась равномерно», - говорит мастерица Елена.
Для вышивки лика и открытых частей тела святого образа используют нити, выкрашенные ольховыми шишками, цветами пижмы, для более темных оттенков применяют и чайную заварку.
По традициям XVI века
Мастерицы работают в технике лицевого шитья. «Рассвет приходится на XVI век. Такого рода досугом занимались княжеских и великокняжеских домах, потому что в других слоях общества не было возможностей и столько времени и дорогих материалов, - говори Елена, - Царица лично занималась вышиванием. У неё было до 30 помощниц, которые тоже делали эти работы. Это приносило не столько доходы царскому дому, сколько становилось вкладом в монастыри».
Потом традиция была постепенно утеряна, и сейчас её по крупицам восстанавливают по всей стране, в том числе и в Самарской области в Иверском монастыре. Работы создаются непосредственно для храма, и для богослужения.
«Самая большая ценность такой вышивки не в материалах и драгоценных камнях, а во времени жизни, затраченном на изготовление этой работы», - говорит Елена.
Среди масштабных произведений самарских мастериц - плащаница «Положение спасителя во гроб». Она используется для богослужения за три дня до праздника Пасхи. Вышивалась алая шёлковая плащаница в течение 10 с половиной лет. Для её украшения использовались драгоценные и полудрагоценные минералы.
«Сейчас мы с Божьей помощью начали новую работу «Покров на мощи отца Александра Чагринского». Нашего самарского чтимого святого. Они находятся у нас в храме. Сейчас мы только в самом начале пути. Ранее уже был вышит покров из жемчуга по технике орнаментального шитья», - поделилась трудница.
Благословленное знамя
Насельница Самарского Иверского женского монастыря монахиня Нафанаила рассказывает о вкладе монахинь в помощь братьям-болгарам:
«В 1876 году началась русско-турецкая война. Славянские народы были под игом турок 500 лет. Восстали и болгары. Русские бескорыстно пошли защищать своих словенских братьев. Наш знаменитый земляк Петр Алабин предложил сделать в Иверском монастыре знамя и подарить его болгарам. Сестры наши, долго постясь и молясь, вышили это знаменитое знамя. Оно представляло собой трёхполосное полотнище из пурпура, белого и голубого на фоне черного византийского креста, украшенного золотым орнаментом. На одной стороне изобразили Кирилла и Мефодия, а на другой — икону Иверской Божией Матери. Наконечник был серебряный и вышитыми лентами с памятными надписями. Это знамя после молебнов было вручено болгарским ополченцам.
После боев от этого знамени сохранился фрагмент, который находится в национальном музее военной истории в Софии. Существуют четыре копии этого знамени: в городе Стара-Загора, в Москве, в Самаре в Музее вооруженных сил, и вышитое сестрами в наше время, - в администрации Самары. В 2008 году в Самару приезжали болгары, подарили свою копию.
Когда шли бои в Сирии, много ребят погибло, было решено вышить знамя, наподобие самарского. За две недели монахини изготовили знамя, освятили в монастыре. И военный человек - духовное чадо нашей покойной Матушки, позвонил и сообщил, что как только знамя поступило в Сирию - ни одного погибшего воина. Духовная связь и любовь, которую вложили сестры еще до революции, сохраняется и по сей день. Есть последняя копия знамени в нашем храме, в часовне. Вышита она самарской мастерицей в миру».