Самарские ученые создали установку, вырабатывающую электричество из шума

Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева разработали опытную установку для утилизации шума и получения из него дополнительной электроэнергии, сообщается на сайте вуза.

   
   

Работы по созданию шумоутилизатора ведутся на кафедре теплотехники. В настоящее время учеными собран прототип установки, на котором проводятся экспериментальные исследования. Прототип представляет собой волновод – полипропиленовую трубу длиной около трех метров, внутри которой находится пульсационная турбина с электрогенератором. К одному из концов трубы присоединен источник шума – сабвуфер мощностью порядка 80 Вт от обычной бытовой акустической системы. Внутри трубы также размещены различные датчики, к волноводу присоединен осциллограф. Поступающие в трубу звуковые колебания раскручивают турбину. Ученые измеряют давление в различных точках волновода и смотрят, как выстраиваются звуковые волны в зависимости от месторасположения турбины в трубе. Задача – найти оптимальную точку с наибольшей степенью утилизации звука и выработки электроэнергии. Как показали первые эксперименты, звук мощностью примерно 20 Вт раскручивает турбину до 13 тысяч оборотов в минуту, что дает около двух Вт электроэнергии.

Исследования планируется завершить в следующем году, после чего будет изготовлен демонстрационный образец установки с волноводом из металла и начнется работа по внедрению этой разработки на практике.

Разработка самарских учёных сделает в перспективе двигатели менее шумными и более безопасными для здоровья людей (известно, что длительное воздействие мощных низкочастотных шумов способно приводить к повреждению внутренних органов человека, вызывая, в частности, проблемы с сосудами и сердцем). Шумоутилизатор также уменьшит нагрузку на выхлопную систему двигателя, что позволит уменьшить размеры и материалоемкость конструкций выхлопных систем, то есть, двигатели за счет этого должны стать в целом меньше и легче.

Электростанции, использующие шум энергетических установок, в перспективе можно будет устанавливать в выхлопных системах мощных двигательных установок железнодорожных локомотивов, крупных морских судов или поршневых компрессоров.