России вернут поэта. АиФ-Самара реализует проект памяти Александра Ширяевца

Культурный проект «АиФ-Самара» вернет память и славу незаслуженно забытому земляку.

   
   

Ровно сто лет назад, в 1924 году, умер самарский поэт и прозаик Александр Ширяевец (Абрамов). Современники поэта: Сергей Есенин, Николай Клюев и многие другие, высоко ценили творчества Ширяевца. В своих стихах он прославлял красоту своей малой родины: Волгу, волжские просторы, село Ширяево. Это был один из самых ярких поэтов Серебряного века. Но, к сожалению, его имя было забыто. Большую часть жизнь Ширяевец прожил в Туркестане, и значительная часть его архивов не сохранилась.

В год 100-летия памяти поэта проект редакции «АиФ-Самара» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив вернет имя Ширяевца из забвения. В рамках проекта уже прошло несколько творческих событий. Финалом станет создание виртуального музея Александра Ширяевца на сайте samara.aif.ru в конце года.

Три музея

30 мая на территории Самарского художественного музея при поддержке редакции «АиФ-Самара» и Президентского фонда культурных инициатив прошел телемост. Современные технологии позволили сотрудникам сразу трех музеев: Самарского Музей-заповедник Сергея Есенина, Самарского художественного музея и Самарского литературного музея, обсудить и скоординировать планы по популяризации творчества и личности поэта Александра Ширяевца.

Фото: АиФ

Участие сотрудников музея Есенина в телемосте не случайно. Дело в том, что Александра Ширяевца неразрывно связано с именем Сергея Есенина. Их общение началось в 1915 году. Несмотря на то, что их разделяли тысячи километров, они были близкими друзьями. По мере возможности встречались лично и много переписывались. Их дружба была почти мистической. Много странных совпадений и стечений обстоятельств. Умерли друзья с разницей в год. После похорон Ширяевца Есенин настойчиво повторял своему окружению: «Если я умру, похороните меня рядом с Шуркой милым». Его воля была исполнена. В 1925 году поэта не стало, его похоронили недалеко от Ширяевца.

Есенин высоко оценивал произведения самарского поэта и продвигал его в литературной среде. Современник Семен Фомин вспоминал, что Есенина привлекало то, что Ширяевец «был цельной и типично-русской натурой, в которой таилась уверенность в себе, в своей силе, прямота и правдивость, чуждая хитрости и лести. Он резал правду-матку в глаза и терпеть не мог фальши в какой бы то ни было форме».

Поэзия в открытках

В этот же день, 30 мая, во дворе Самарского литературного музея была открыта выставка, посвященная Александру Ширяевцу.

   
   

На стендах размещены открытки с видами волжских просторов из личной коллекции Ширяевца. Здесь же представлены репродукции гравюр куйбышевского художника Константина Пичуричко, сделанных в 1969 году. Он ездил в Ширяево специально, чтобы нарисовать дом, в котором жил поэт и запечатлеть пейзажи, среди которых рос будущий писатель.

Фото: АиФ

Талант Ширяевца был многогранен. К сожалению, его пьесы не были сыграны на сцене. И в целом, имя поэта неизвестно широкой публике. По словам директора Самарского литературного музея Михаила Перепелкина, виной тому могло быть отсутствие у Ширяевца семьи. Просто некому было сохранить его архив, который был рассеян по всему бывшему СССР. В отличие, например, от другого самарского писателя и, кстати, тоже друга Ширяевца, Александра Неверова, наследие которого заботливо собирала вся его большая семья.

«Собрать воедино все наследие обязаны мы, музейщики, исследователи. Мы должны грамотно и с любовью вернуть имя Александра Ширяевца и сохранить его в вечности. Проект «АиФ Самара» – это шаг к такому возвращению», – говорит Перепелкин.

Планы организовать выставку, посвященную нашему земляку, в Литмузее возникла еще в 1960-е годы. Тогда имя Ширяевца всплыло в связи с именами Есенина, Клюева, Клычкова. Хотелось рассказать о нем людям, но никаких документов не было. Именно тогда музей обратился к художнику Константину Пичуричко. Это была первая коллекция, посвященная Ширяевцу. Но музею хотелось чего-то большего.

А в 1987 году произошло самое настоящее музейное чудо. Сотрудник Литмузея поехал на конференцию в Ташкент, где жил Ширяевец. На мероприятии к нему подошла дочь Маргариты Костеловой и сказала, что в её семейном архиве есть книги, письма и рукописи, подписанные поэтом и она готова их продать музею. Бесценные экспонаты Литмузей получал постепенно, не было денег выкупить сразу всё.

Но на этом музейные чудеса не закончились. В Самаре в печать вышла вторая книга стихов Ширяевца. Ее издал Борис Соколов. Через некоторое время ему позвонила женщина и рассказала, что купила квартиру и, разбирая хлам от прежних жильцов, нашла связку писем. Хотела сначала выбросить, но в глаза бросились имена известных поэтов Серебряного века. Все они писали Ширяевцу. Эти документы так же были выкуплены музеем.

В 2027 году – в год 140-летия со дня рождения поэта – Литмузей планирует масштабную выставку, где творчество именитого волжанина будет предъявлено публике в полном объеме. Кстати, во время телемоста в Самарском художественном музее была достигнута договоренность о сотрудничестве при подготовке этого масштабного мероприятия.