«Раз, два, три!». Как менялись образы Деда Мороза и Снегурочки

Ирина Якунина / АиФ

Сложно представить себе Новый год без двух главных персонажей  - Деда Мороза и его внучки Снегурочки. 

   
   

Каждый декабрь они «посещают» всевозможные детские утренники и представления, телепередачи и рекламы. Образы знакомого всем волшебника и его внучки прошли долгий путь становления.

Предлагаем погрузиться в богатую биографию сказочных гостей праздника.

Мифическая основа

Знакомые образы героев возникли уже в Советском Союзе, однако корнями их биография уходит в славянские традиции и фольклор. Первый прообраз главного новогоднего волшебника – Мороз.

Мороз представлял собой персонификацию природных сил. Восточные славяне считали, что морозная зима – символ того, что год будет урожайным. 

Фото: Википедия

Поэтому в Святки и Чистый четверг совершали обряд «кликАнья мороза». Старца приглашали на трапезу: на крыльце или у окна оставляли блины и кутью. Другой прототип Деда Мороза – святой Николай Чудотворец (который также является прообразом Санты-Клауса).

Со Снегурочкой не связаны народные обряды, зато её образ отображён в фольклоре. Во многих вариантах она – ожившая девочка, слепленная из снега. Летом она пошла играть с подругами и растаяла под солнцем, однако есть и более мрачные интерпретации.

   
   

Становление

В дореволюционной России начались попытки создать своего рождественского персонажа. В 1840 году Владимир Одоевский адаптировал образ Мороза для литературы в сказке «Мороз Иванович». Здесь появляются знакомые черты, но с отличиями. Так, Мороз Иванович был связан с весной и дарил детям подарки, но не к какой-то конкретной дате, а за трудолюбие.

Во второй половине ХХ века в России появляются рождественские персонажи, которые в итоге не прижились. Они были связаны с образом Николая Чудотворца: святой Николай или дедушка Николай и старый Рупрехт (в немецком фольклоре Кнехт Рупрехт – спутник святого Николая).

Фото: Википедия

Отмена и возвращение

В ранние советские годы Дед Мороз, как и новогодняя ёлка, критиковались, как «религиозные пережитки», «старорежимный образ» и «формой антинародной деятельности капиталистов». В 1929 году XVI партийная конференция постановила, что Рождество отныне – обычный рабочий день.

Так продолжалось до декабря 1935, когда ЦК ВЛКСМ поручило комсомольским организациям провести детские новогодние ёлки. С этого момента образы праздничные образы гонениям не подвергались.

В 1937 году, на праздничной ёлке в Доме Союзов, Дед Мороз появился со своей внучкой – Снегурочкой. Поначалу она изображалась ребёнком, но затем «повзрослела», поскольку в новогодней традиции она выполняет роль помощницы волшебника.

В наши дни

За годы существования образы персонажей разрослись до огромных масштабов.С 90-ых в России действуют туристические объекты – резиденции Деда Мороза: в Лапландии и в Великом Устюге.

Фото: Вотчина Деда Мороза - официальный сайт

Кроме того, у него есть усадьбы и резиденции и в других городах России. С 2005 года мы даже может праздновать его день рождения – 18 ноября (дата приурочена к началу первых морозов в Великом Устюге).