Поколение нехочух. Почему у многих школьников нет хобби и желания учиться?

Родители бьют тревогу - детей ничего не интересует. Подростков невозможно заставить учиться или заниматься спортом. Учатся из-под палки не только троечники, но и те, кто привык получать хорошие оценки. Почему ученикам не хватает мотивации? Как сделать так, чтобы учёба была в радость?

   
   

Где искать мотив?

Елена Осипова из Тольятти с нетерпением ждала окончания зимних каникул, чтобы дети вновь вернулись к занятиям.

«Праздники - это прекрасно, но не так долго. Дома дети уже не знают, чем себя занять, давно пора браться за учебники и подтягивать предметы, - говорит мама. - Придётся их снова заставлять заниматься. Самостоятельно, без моего контроля ничего до конца не доводят. Особенно сложно им даются математика и иностранные языки».

По словам социолога Владимира Звоновского, проблема отсутствия мотивации общая для всей области. Чем старше становится ребенок, тем острее стоит эта проблема. Особенно это видно по выборам, которые делают выпускники после окончания школы.

«В Самарской области число выпускников школ меньше, чем бюджетных мест в вузах на очных отделениях. А на рынке труда потребность в работниках с высшим образованием выше, чем количество абитуриентов, - отмечает социолог. - При советской власти человек, который окончил вуз, имел социальный статус. Сегодня этого нет. Даже востребованное медицинское образование с каждым годом приходится получать всё дольше и дольше. Сейчас это около 10 лет. И не факт, что в итоге человек получит то, ради чего учился все эти годы. Ребята просто не видят смысла в образовании».

Медицинский психолог Олег Долгицкий видит проблему под другим углом. Специалист отмечает, что сегодня у многих детей есть трудности с концентрацией внимания, им не интересен ни образовательный процесс, ни хобби, на которых они не могут сосредоточиться.

«Что уж говорить про детей, если многие взрослые не в состоянии на сорок минут сконцентрировать своё внимание на одном деле? Именно поэтому сегодня стало модно говорить о клиповом мышлении, хотя на самом деле речь идёт о недоразвитом внимании», - поясняет эксперт. Однако отчаиваться не нужно. Развивать внимание можно, играя в игры и читая книги.

   
   

Из игр лучше всего подойдут пошаговые стратегии. Это могут быть не только шашки и шахматы, но и соответствующие компьютерные игры вроде серии «Героев меча и магии». Из книг подойдёт любая классика. Читать, независимо от возраста, можно сначала вместе, а уже потом рёбенок может делать это сам, советует эксперт.

Доцент, замруководителя департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Наталья Чернышкова предлагает мамам и папам вспомнить себя в школьные годы. Не всем предметы были интересны, и на то, по мнению эксперта, есть ряд причин.

Эксперт говорит, что в подростковом возрасте начинается путь самоопределения: школьники решают, кем им быть, какие дисциплины в школьной программе нужны для сдачи экзаменов и дальнейшей учебы. Немаловажно и влияние личности учителя на интерес к предмету. Если увлеченный и знающий преподаватель умеет просто и доступно, на простых и интересных примерах объяснить материал, то к этому учителю на урок придет весь класс.

«Без базового традиционного образования мы скатимся в пропасть безграмотности. Наши дети должны говорить на родном языке красиво и грамотно, уметь аргументированно защитить не только собственные интересы, но и интересы своей страны. А это возможно только при постоянной учебе, работе над собой и изучении всех дисциплин. В дальнейшей жизни мы пользуемся практически всеми школьными знаниями и умениями, одними чаще, другими реже», - говорит Наталья Чернышкова.

Сейчас развита система дополнительного образования, где представлен огромный выбор программ для подростков - от конструирования роботов и web-дизайна до курсов актерского мастерства. Самое главное, чтобы родители услышали, поняли и приняли то, что интересно их детям. Вот тогда мы и увидим мотивированного человека, который занимается своим делом, которое выбрал он, а не мама или отец.

Вернуть в школу доверие

Член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, магистр педагогики, аспирант, сотрудник ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России Андрей Кашкаров поясняет, что один из ярких маркеров, при котором ребенок хорошо развивается в конкретной области - это доверие к учителю. По мнению эксперта, в больших классах непросто уделить много времени индивидуально каждому ученику.

«Формально это происходит, но этого недостаточно. Когда есть доверие в связке «ученик-учитель», ребёнок становится еще более восприимчивым к знаниям. На простом примере, когда ребенок хорошо отзывается об учителе за его спиной, видно, что он и учится лучше, и старается больше. Мы проводили исследование. Интересно, что хорошими учителями дети считают тех, кого они воспринимают как старшего друга. А таких педагогов при такой наполняемости классов сейчас немного», - говорит эксперт.

То есть интерес к новым знаниям и вовлеченность в учебный процесс у школьника во многом зависит не только от темы урока, но и от личности преподавателя.

«Главная задача школы в том, чтобы приучить, «при-охотить» ребёнка к новым знаниям, чтобы выработать уже в младшем возрасте образовательный маршрут длиною в жизнь. При этом необязательно оканчивать три вуза или становиться учёным-исследователем. Главное - иметь всегда интерес к новым знаниям», - подчеркивает эксперт.

Ведь и в 70 лет можно поступить в вуз. К слову, в Европе такие случаи нередки, зато в России - единицы. По словам эксперта, у нас, как правило, спешат закончить с учебой как можно скорее. Она нужна только как формальное основание к дальнейшему освоению ресурсов в обществе, ориентированном на удовольствие и потребление.

Кстати
Самым пожилым студентом России считается Кирилл Патрахин, который в возрасте 89 лет поступил на первый курс Пермского педагогического университета.

Комментарий

Марина Шилкина, эксперт в области дошкольного и школьного образования:

- Подростки нового поколения - это другая Вселенная! У них другие ценности и другие взгляды на жизнь. При этом мы продолжаем их учить по старым методикам, такой подход просто убивает у них охоту учиться. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо пересмотреть предметы, которые преподают в школе. Речь идет о введении новых дисциплин для развития креативных навыков, критического мышления, финансовой грамотности, риторики и других. Они помогут создать в школе атмосферу реальной жизни и развития практических навыков, применимых в будущем. Такая модернизация образования позволит быстро адаптироваться к ситуации и найти выход из любых положений, позволит умело плавать в «океане» бизнеса и финансов, выступать перед любой аудиторией и грамотно излагать свои мысли.

Мнение эксперта

Сима Мусатова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Реклама и связи с общественностью» ГУУ:

- Современные форматы обучения и саморазвития, которые близки и интересны подросткам, мало походят к классическим методикам образования, и из этого складывается ощущение нежелания молодежи углубляться в предмет. В силу изменения динамики, объёма, формата получения информации  и неотъемлемого фактора «информационного шума» молодые люди по-другому взаимодействуют с получаемыми данными. Согласно исследованиям, подростки в возрасте 13-16 лет предпочитают короткий видеоконтент: он проще для восприятия и анализа. Установлено, что подростки на просмотр видео тратят суммарно один день в неделю. Наряду с этим сегодня большую популярность набирает тренд edutainment (обучение как развлечение), когда и в так короткие видео добавляются элементы из популярных игр, фильмов, музыкальных альбомов. Всё это делается для того, в большом потоке информации повысить уровень вовлеченности учеников, усилить запоминание за счет эмоциональной составляющей и добиться хороших показателей по усвоению материала. Сейчас такая ситуация, что школе надо идти вслед за школьником, а не пытаться загнать ученика за парту.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Николай Ягодкин, автор книги «Энциклопедия детской мотивации»

- Основная проблема заложена в поставленном вопросе. Мы хотим, чтобы подросток нашел по своей душе и в то же время мечтаем увлечь его учебой. В нашей голове хорошее образование важно в любом деле, но у нас и мозг другой. В голове подростка еще только начинают развиваться механизмы определения глубинных причинно-следственных связей.

Этот процесс происходит примерно с 12 до 21 года, вот почему во многих европейских странах и отдельных штатах США совершеннолетие наступает в 21 год. Требовать осознанности от подростка ошибочно, а потому не эффективно. Эффективно будет понять какие механизмы мотивации в нем уже развиты, и начинать работу с них.

Во-первых, надо начать с того, что нравится самому подростку. Не важно, что это блогинг, фотография, Minecraft или что угодно другое. Важно, чтобы это было интересно именно самому ребенку, а не полезно с точки зрения родителей. Выписываем все, чем ребенок готов заниматься сам, без внешнего структурирования.

Во-вторых, смотрим на этот список и находим в каждой области ближайшие зоны развития. Если это блогинг, то умение использовать визуальные эффекты в видео или писать цепляющие тексты. Если это Minecraft, то умение настраивать сервер игры для реализации собственных задумок и т.д. Взрослому придется на каждую из сферы интересов ребенка потратить хотя бы час времени, чтобы получить базовое представление о ней, из чего она состоит, на каком уровне в ней сейчас находится ребенок, что находится в зоне его ближайшего развития и что в зоне отдаленного. Если взять тот же блогинг - то надо понять у ребенка есть своя страница в соцсетях, и он уже публикует свой контент или перепечатывает чужой? У него есть свои подписчики и кто они - его друзья и знакомые или в еще и внешние читатели, которые нашли для себя что-то интересное в его публикациях. Что может быть зоной роста? Например, спланировать и рассказать связанную историю, как сериал, но согласно заранее намеченному плану.

Дальше объясняем ребенку, что это может быть полезно ему в том, чтобы продвинуться в интересном ему направлении и предлагаем самому или с минимальной помощью продвинуться в этом. Важно удержать себя и помнить, что зоны интересов это очень приватная территория, а значит входить на нее нужно не на правах родителя, который все лучше знает и этим уже весьма надоел ребенку, а на партнерских началах. К примеру, с предложением интересного проекта, а возможно и с предложением вызова и соревнования.

А потом отходим в сторону. Но не забываем поддерживать и давать «плюс подкрепления» на достигнутые результаты и проявленные ребенком качества. Скорей всего вы не сразу научитесь правильно преподносить ребенку идеи развития и вовлекать в них. Будьте терпеливы и не ждите «волшебной таблетки». Научившись, вы обеспечите ребенку совершенно другой уровень самостоятельности, поскольку его успехи будут не актом педагогического давления, а его собственными достижениями, а это самый сильный и крепкий фундамент для здоровой самооценки и последующих успехов.