В пресс-центре АиФ Самара прошло необычное мероприятие. Директор Самарского литературно-мемориального музея им. Горького, краевед и литературовед Михаил Перепёлкин прочитал экспериментальную лекцию про Алексея Толстого.
Гость редакции предложил проследить эволюцию Толстого – как писателя и как человека – по рукам, запечатленным на фотографиях.
«Новый способ рассказать о Толстом – не лекция, а скорее эксперимент, попытка поговорить о писателе по-другому. В человеческой внешности есть семиотические элементы - те, что нечто означают, символизируют. И один из таких элементов – руки», - объяснил он.
Он предложил слушателям посмотреть и обсудить снимки с руками писателя, начиная с раннего детства.
Так, рассматривая фотографии еще юного Алексея Николаевича, лектор говорит, что это руки не крестьянские, но еще и не дворянские. Это можно объяснить тем фактом, что родной отец будущего писателя – граф Толстой – не признавал сына. Беременная писателем его жена Александра Леонтьевна ушла к другому мужчине – Алексею Бострому, который потом и воспитывал пасынка. Поэтому Толстой-младший стал графом лишь в 19 лет – после смерти отца.
По мере взросления «жизнь» рук Толстого на фото становится более уверенной и горделивой. Будучи студентом Технологического института в Санкт-Петербурге, он приезжает на лето в свою усадьбу. На фото 1902-1903 гг. студент запечатлен на фото курящим, и во всей фигуре его уже проступает чувство собственного достоинства.
На последующих кадрах Толстой уже издал свои первые книги, все чаще фотографируется с трубкой в руках, выглядит важно и позиционирует себя именно как писатель.
Михаил Перепелкин назвал руки писателя рабочими, хоть это и не руки пахаря, конечно. Действительно, Алексей Толстой был невероятным трудоголиком. Полное собрание его сочинений за 62 года составляет 15 томов. Что бы ни происходило, он вставал каждый день в шесть утра и писал до десяти, потом печатал написанное от руки на машинке.
С 1919 по 1923 годы Толстой находился в эмиграции, жил во Франции и в Германии. Весной 1923 года он поехал в Россию на «разведку» и понял, что его там примут и что на родине на возвращении можно сделать капитал во всех смыслах этого слова. В Москве автору «Петра Первого» дали квартиру, дачу и другие материальные блага. С начала 20-х годов руки писателя все чаще «перебираются» в карманы. На последних фото, в 1940-х годах, они почти всегда находятся там или в перчатках. Можно предположить, что такое расположение рук выдает в нем некое чувство вины за то, что вернулся в страну из эмиграции и по его примеру возвращались другие деятели культуры. Однако в итоге их ничего хорошего в СССР не ждало. Толстой думал, что он перехитрил советскую власть, но позже понял, что вышло совсем наоборот.
Как некое чувство вины можно интерпретировать и характерный жест, который за писателем заметили его современники, – в последние годы жизни он как будто снимал с лица невидимую паутину.
Гости пресс-центра после лекции поделились с краеведом своими трактовками некоторых фото писателя и пришли к выводу, что руки действительно могутмногое сказать о человеке.