Жигулевское пиво вместо гордости и славы

Ирина Опарина / АиФ

   
   

Всего за 8 месяцев до проведения ЧМ-2018 власти объявили о новом конкурсе по разработке проекта, от прежнего решено отказаться. В какую сумму он обойдётся бюджету, пока не известно, однако, 1,2 млн руб. уже решено потратить на контроль за ходом реконструкции склона.

Об этом и других аспектах градостроительной политики областной столицы мы поговорили с самарским архитектором Олегом Федоровым, который предложил в соцсетях альтернативный вариант реконструкции склона.

На что тратим деньги?

Ирина Опарина, АиФ-Самара: Твоя идея очень символична. Она предполагает использование местного брэнда - жигулёвского пива. Получилось очень весело и, главное, был уловлен основной тренд: абсурд и несуразица, которые с самого начала сопровождают эту затею...

Олег Фёдоров: Сам факт, что площадь привели в благоустроенный вид, это, конечно, правильно. Но как это сделали? Идея с обустройством склона совершенно абсурдна! В ней очень большой процент субъективизма, ведь изначально проект не обсудили должным образом ни с общественностью, ни с профессиональным сообществом, вернее, немного обсудили, но сделали по-своему. Говорить о проекте стали только после того когда уже "накреативили" и потратили деньги. Проблема всех конфликтующих сторон по данному вопросу: никто не ищет объективности!  Например, кому-то кажется, что стена на склоне закрыла вид на Волгу. Но вот я, например, там живу и понимаю, что вид остался таким же как был.

И, главное, кто-нибудь из профессиональных архитекторов посчитал, сколько денег нужно будет дополнительно потратить на переделку склона? На мой взгляд, сейчас менять там можно лишь детали. На глобальное переделывание нет времени, да и затраты дополнительные нам не нужны. Изначально по этому проекту надо было организовать мастер-классы с привлечением архитекторов  из других регионов - людей, которые умеют отлично работать с ландшафтом и благоустройством. Конечно, у нас и своя отличная архитектурная школа, но ведь и местному сообществу соседний опыт пойдёт на пользу.

- Как можно организовать саму стену? Уместны ли там зеркальные или световые экраны, как это предлагают в местном Союзе архитекторов?

   
   

-  Конечно, мне как жителю города совсем не интересно читать золотом на белом мраморе о людях, которые представляют собой гордость, честь и славу Самарской области. Я и так их знаю. К тому же, такой подход уносит нас в прошлый век. Что касается экранов, то идея их установки сомнительна и не привязана к реальной жизни. Кто туда будет смотреть, если стена ориентирована на Волгу? И, наконец, это очень удобный механизм по "освоению" бюджетных денег. Электронный контент - это пропасть, в которую безнаказанно и по белой кассе можно выводить колоссальные средства. Спросят подрядчика: куда дел деньги? И он скажет: изображал на экранах хроники из истории города. А было это или нет - никто не отследит. Чтобы понять, как преобразить стену, необходимо проводить масштабное социологическое, в первую очередь,  исследование. Как вариант - оставить её в натуральном "брутальном" виде.

- Как думаешь, к чемпионату мира по футболу склон успеют привести в какой-то более-менее нормальный вид?

-  Думаю, да. А если нет - завесят фальшфасадами, как у нас обычно и делается.

На площадях - люди

- По-сути склон площади Славы - это общественное место, куда должны ходить горожане, туристы. Сейчас, к сожалению, это центровое для города пространство обезлюдело. Почему?

- Началось всё ещё два года назад, когда  площадь замостили плиткой, и, таким образом, выгнали оттуда роллеров, скейтеров и мам с колясками. А ведь в летнее время именно они и были основной движущей силой этого места: ходили в магазины, делали выручку бизнесу. Сейчас этого нет и теряют все. Да, там планируют сделать амфитеатр, но он будет работать в определённые дни. Основная же цель - придать этой зоне жизнь, чтобы людям хотелось идти на площадь и прекрасно проводить там время. У нас же что площадь Славы, что Куйбышева, что Струковский Сад - ни одна реконструкция, к сожалению, не рассчитана на создание людского потока. Конечно, сам факт, что знаковые объекты восстанавливают - это здорово. Но можно было бы сделать всё это совершенно иначе - с привлечением опыта других городов, той же Москвы, Питера, Казани, например, где механизмы чётко отработаны.  Аналогичная ситуация сложилась и со сквером у дома Шанхая. Ещё в 1970-е гг. его спроектировали с учётом того, что нижние этажи отведены под уличную торговлю. А сейчас все магазины и офисы оттуда ушли, и получилось, что сквер оказался "выбитым" из города. Людей там нет. "Фишка" не в том, чтобы сделать аккуратно, а в том, чтобы увязать между собой благоустройство, город и интересы человека. Нужно придумать простые вещи, чтобы человеку было приятно гулять и тратить деньги.

- Кстати, ещё одна обсуждаемая тема последних лет: снос и строительство нового Дворца спорта. Зачем нам это нужно?

-  Новый дворец нужен, поскольку старый уже не отвечал запросам современности. То, что старый снесли – это нормально. А вот плохо то, что у власти нет чёткого плана по поводу дальнейших действий. Именно поэтому сейчас выходит так, что старый дворец убрали, а денег на строительство нового не выделили. Необходимо более тщательное планирование и привлечение долгосрочных инвестиций в тот или иной проект.

- Не меньше критики со стороны архитектурного сообщества было и в отношении проекта застройки территории стрелки рек Самары и Волги. Стоит ли продолжать это строительство?

- В том виде, в котором этот проект предложили, конечно, нет. Это полный бред. Но осваивать данную очень привлекательную территорию необходимо. И делать это нужно профессионально, обладая чётким планом действий.  То есть, необходимо детально просчитать: для кого и что там строить, и какая выгода от этого будет городу и людям, прежде всего.

Вернут ли градсовет?

- Есть ли надежда, что с новым врио губернатора изменится градостроительная политика областной столицы? Ведь в своё время именно Дмитрий Азаров был инициатором разработки блестящей стратегии развития экономического развития Самары "2025"

-  К Азарову я отношусь очень положительно, поскольку в период его работы мэром в городе было сделано в разы  больше положительного, чем за время работы его предшественников. Чтобы градостроительная политика изменилась к лучшему, нам нужно привлекать не только самарский, местный, опыт, но и по сторонам активнее смотреть: ориентироваться на столицу и на рыночную экономику.

- Кстати, при Азарове в мэрии Самары работало больше профессионалов, чем сейчас. А при главном архитекторе был создан градостроительный совет. Возможен ли возврат этих тенденций?

- Нужно менять саму систему работы службы главного архитектора города. У него должны быть права и полномочия и, главное, полная независимость от департамента строительства. В современных реалиях главный архитектор города, это в первую очередь, профессиональный и опытный менеджер, который работает в сфере градостроительства. Он обязан знать, как устроена экономика города, прежде всего, как устроен житель. Например, почему люди предпочитают проводить время в этой части города, а другая пустует и т.д.

Нет чётких правил игры

-  Как архитектор оцени самые вопиющие градостроительные ошибки, допущенные в последние годы в Самаре.

-  Главная ошибка, вследствие которой исторический центр города "забивается" высотками – это недоделанная нормативная база документов по градорегулированию: в Самаре до сих пор не приняты местные нормативы градостроительного проектирования, новые правила землепользования и застройки также не приняты, а действуют старые – 2001 г., безусловно, они не плохие, но прошло уже 16 лет, я думаю, их стоит давно доделать и принять. Зоны охраны объектов культурного наследия также не имеют должного веса. Нужно вести активную работу по доработке и принятию актуальной и удобной для города и жителей нормативной базы.  Документы нужно принимать и руководствоваться ими в той же степени, что и правилами дорожного движения. Тогда в историческом центре города не будет возникать 33-этажных зданий, рушащих камерную среду купеческого города.

Другими словами, правила игры должны быть настолько чёткими, чтобы человек с любыми связями и деньгами не мог их обойти. Это работает в Москве, например! Когда я работал в Ульяновске, мне несколько проектов довелось проектировать в Московской области, в том числе и аэропорт «Жуковский». Нормативная база там понятная и четкая, если ты хочешь, чтобы проект был согласован органами власти – следую ей, и проблем у тебя не будет. Обойти эти правила было практически невозможно. Даже человеку, обладающему огромными связями. Ещё один важный аспект - клиентский запрос. Те, кто сегодня застраивают город безликими высотками с сомнительной инфраструктурой будут это делать до тех пор, пока есть спрос. Но когда у людей парадигма в голове изменится, и они перестанут покупать эти наспех сделанные коробки без парковок, магазинов, садов, школ и прочих удобств, то планка у застройщиков мигом пойдёт вверх. Чтобы быть на этом рынке конкурентоспособными, они будут вынуждены улучшать качество жилья и среды. Вот знаешь, почему цены на вторичном рынке за квадратный метр площади сегодня выше, чем на первичном?

- Думаю, из-за рисков, связанных с покупкой долёвок. Да и в ремонт новостройки нужно вложить половину от её цены...

- В том числе, но основной вопрос в качестве среды. Человек платит не за стены, а за те удобства, которые получает вместе с жильём. Он платит за парковки, детские площадки, детсады, парки и деревья, школы и больницы в шаговой доступности. В советское время всё это проектировалось изначально, а сейчас нет. И в этом принципиальная разница.

-  А какая градостроительная политика в соседнем Ульяновске, где ты жил и работал несколько лет? Мы от него не отстаём?

-  Скорее, я расскажу про инвестиционную политику, потому что градостроительная политика в Ульяновске такая же, как и у нас. Пока, конечно, не отстаём, но Ульяновск развивается очень динамично: областное правительство там делает всё, чтобы привлечь инвестиции.

Потенциальному инвестору, например, в свободных экономических зонах, предоставляют землю уже со всей или частично со всей инфраструктурой: сетями и дорогами, он получает налоговые льготы. Но уже через 7-10 лет бизнесмен будет платить налоги и за аренду по рыночной цене. У нас пока создание инфраструктуры в Самаре возлагают на самих инвесторов, в большей степени, при этом цены очень высокие и административные барьеры. Надо ситуацию менять, чтобы в регион вкладывали, областная столица развивалась и тем самым поднимался уровень жизни горожан.

-  Ты известный в Самаре блогер. Удавалось ли путём затрагивания тех или иных острых тем достучаться до власти? Насколько оперативно реагируют на интернет-обращения чиновники в своих собственных блогах?

-  Ну, я себя никогда не считал и не считаю блогером, скорее, для меня это инструмент, который работает. Да, мне удаётся решать некоторые вопросы. Был случай, когда рядом со зданием мэрии Самары висел знак о запрете въезда на парковку и за ним ставили автомобили. Я отписался в общественном паблике, и уже вечером того же дня этот знак убрали, заменив его на "сквозной проезд запрещён". Бывший глава департамента благоустройства Самары Игорь Рудаков мгновенно решал проблемы с вывозом снега с улиц, когда горожане оставляли жалобы в его Итернет-блоге. Этот институт работает, обратная связь существует. И, надеюсь,  направление будет развиваться с ростом пользователей Сети.

Смотрите также: