Корреспондент «АиФ-Самара» Ксения Железнова побывала в литературном музее, где работает Михаил Перепелкин и узнала, зачем создавать музей журналистики, и какие открытия ожидают самарцев в рукописях писателя.
Как спасали архив?
Когда Михаил Перепелкин вернулся из Москвы с двумя чемоданами архива Александра Гольдебаева, правнучка писателя Наталья Вешнева-Белл, живущая в Лондоне, написала самарскому филологу: «Мы его спасли!» Об уникальной находке Михаил сказал, что он подобно Генриху Шлиману открыл Трою, зная, где ее искать.
Рукописи писателя и журналиста Александра Гольдебаева страшно брать в руки, листы покрылись пылью и прогнили от влаги. Михаил рассказал, что его «Троя» находится в таком состоянии из-за неправильного, непрофессионального хранения. Архив в течение многих десятилетий лежал на чердаке одного из дома близ Самары, откужа его увез в Москву родственник Гольдебаева. Приключения архива этим не закончились.
В кабинете Михаила в литературном музее все столы завалены грудами бумаг, на полу стоят переполненные документами коробки. Ученый протирает от пыли один из листов и кладет его на край стола.
«Работа над «спасением» архива вначале напоминает детскую игру в кубики. Сначала я раскладываю все листы по цвету, затем приступаю к восстановлению потерянных данных».
Михаил Перепелкин достает из шкафа красивые книги из серии «Самарский литературный архив» в твердом переплете. Эти издания посвящены жизни и творчеству А.Смирнова-Треплева и Е. Пешковой. Затем филолог показывает на кипу грязных бумаг, которые заполняют весь кабинет.
«Вот из этого тоже сначала должно получиться печатное издание, куда войдут опубликованные и неопубликованные произведения Александра Гольдебаева, письма, фрагменты дневника, а затем они станут экспонатами музея. Ведь до сих пор многое из жизни писателя неизвестно, информации о творчестве Гольдебаева почти не найти».
Зачем Самаре музей журналистики?
Михаил Перепелкин продолжает рассматривать рукописи Александра Гольдебаева и говорит, что музей журналистики многое даст Самаре.
«Самарской журналистике около 160 лет. За это время появились яркие имена, известные не только в Самаре журналисты. Вместе с этим, история самарской журналистики практически неизвестна. Журналистская жизнь очень короткая, корреспондентов быстро забывают. Самару в записях Гольдебаева мы находим такую, которую раньше никто не знал. То, что я успел разобрать и прочитать - уникальную информацию о нашем городе. В дневниках Александра Гольдебаева содержит массу зарисовок Самары и портретов самарцев, с которыми будет интересно познакомиться жителям нашего города. Я уверен, что этот архив может стать основанием для музея журналистики в Самаре».
«В 1910-1912 годах Александр Голдебаев был редактором «Самарской газеты для всех», потом редактировал «Народную жизнь» и «Вестник Самаро-златоустовской железной дороги». Архивов этих изданий не существует в природе. Кроме того, архивных документов современников Гольдебаева в Самаре тоже нет. Из семейных архивов, примерно равных гольдебаевскому по объему и ценности, хранящихся в нашем литературном музее можно назвать только архив Алексея Толстого и может быть архив Александра Смирнова-Треплева. Архив Гольдебаева – важное приобретение для Самары».
Где открывать музей и что показывать?
Кроме архива, который удалось спасти Михаилу Перепелкину, посетители музея журналистики смогут увидеть и библиотеку журналиста. Ученый рассказал, что привез ее из Зубчаниновки. Михаил достает из шкафа тяжелый подсвечник, бархатную шкатулку, колокол, отлитый к 300-летию дома Романовых и рамку для фотографии. И другие вещи принадлежали Александру Гольдебаеву и ждут сегодня своего часа в фондах литературного музея.
«Вот видите, предметный ряд уже собран, а значит - экспозиция одного зала, посвященного Гольдебаеву готова».
Идея создания музея самарской журналистики в Самаре ранее уже рассматривалась в рамках литературного музея Максима Горького. Об этом мечтала М.П.Лимарова, возглавлявшая музей до начала 1990-х гг. Рассматривалась возможность открыть музей самарской журналистики на ул.Степана Разина 96, где жил присяжный поверенный Карл Позерн. Сейчас этот дом снесли, на его месте построили новое здание, а возможность исчезла.
Размышляя о том, где бы ог разместиться музей журналистики, Михаил вспомнил, что не так давно он принимал участие в субботнике возле дома Маштакова на Самарской, 207. Так как под этой улицей проходит ветка метро, дом Маштакова планируют перенести. Журналист Сергей Курт-Аджиев на вопрос о том, куда лучше перенестистаринный дом ответил, что «есть хорошее местечко между музеем - усадьбой Алексея Толстого и православным храмом на ул.Фрунзе».