Отцы мстят детям за любовь. Мужчины готовы не платить алименты любой ценой

@ freepik / ru.freepik.com

В Самарской области задолженность по алиментам составляет около 2 миллиардов рублей. При разводе родителей дети становятся заложниками безответственности взрослых, забывающих о их нуждах и потребностях.

   
   

Развод бьёт по детям

Количество разводов в Самарской области остается практически неизменным, начиная с 2005 года, и колеблется на уровне 14 тысяч в год. Регион входит в «красную зону» Поволжья, наряду с Саратовской, Ульяновской, Оренбургской, Кировской областями и Пермским краем.

Чаще всего разводятся пары в возрасте 30 – 39 лет, проживших в браке около 9 лет, имеющих одного и более детей. С учетом того, что рождение первенца сдвигается ближе к тридцати годам, то ситуация складывается печальная – семьи разваливаются в самый критичный момент.

При этом многие забывают, что перестав быть супругами, родителями они остаются и должны нести финансовые обязательства до совершеннолетия детей. По российскому законодательству на 1 ребенка из зарплаты удерживают 25%, на двух – 33%, на трех и более – 50%.

За последние десять лет средний долг по алиментам увеличился на 58%, с 96 тысяч до 152 тысяч рублей. По данным уполномоченного по правам человека в Самарской области, общая сумма задолженности в регионе по алиментам составляет около 2 миллиардов рублей. Это несмотря на то, что судебные приставы активно ведут работу по взысканию, применяя не только блокировки счетов, но и изъятие автомобилей, административные аресты. В 2023 году удалось взыскать 1,64 миллиарда рублей, что на 21% больше, чем в 2022 году.

Скрываются в серой зоне

Проблема усугубляется тем, что алиментщики не просто «бегают» от собственных детей, но и пытаются всеми правдами и неправдами занизить сумму, с которой будут взыскивать оплату. По результатам исследований, проведенных крупной федеральной кадровой службой, около 10% соискателей, как правило, рабочих профессий, настаивают на том, чтобы получать часть зарплаты по «серой» схеме. То есть, официальная зарплата не превышала минимальный уровень, а всё остальное выплачивалось «в конверте» и исключительно наличными. Такие требования предъявляют, в том числе и те, кто не хочет платить по алиментным обязательствам в полном объеме. При существующем кадровом голоде, особенно в регионах, компании могут вынужденно согласиться на нарушение законодательства, иначе просто некому будет работать.

Решить проблему предлагалось при помощи создания специального фонда, из средств которого выплачивались бы алименты детям, родители которых не желают отдавать долги. Впоследствии злостных алиментщиков через суд обязали бы возмещать сумму, потраченную на его ребенка из фонда. Но этот законопроект не прошел. Пока Государственная дума РФ ограничилась только созданием открытого реестра должников по алиментам. В открытый общедоступный список включат сведения о должниках, привлеченных к административной и уголовной ответственности, а также находящихся в розыске. Его будет составлять и дополнять Федеральная служба судебных приставов (ФССП) во взаимодействии с Фондом пенсионного и социального страхования.

   
   

Кому мстят?

По мнению специалистов, развод и последующие обязательства – дело болезненное для всех. Мужчина может считать, что «бывшая» тратит деньги на себя, а не на ребенка, что давать деньги человеку, которые его ненавидит бессмысленно, а может и просто мстить за то, что жена ушла и «пусть теперь поголодает», напрочь забывая, что ребенку нужно много всего, а не только шоколадку по воскресеньям. Женщина тоже может использовать алименты, как шантаж. Например, если бывший муж платил достаточно большую сумму ежемесячно без официального заверения, а потом, по объективным причинам,. не смог этого делать. Некоторые просто подают в суд и взыскивают дополнительно сумму, несмотря на то, что финансовая поддержка была.

Ситуаций много, но это не отменяет ответственности родителей перед детьми, считает психолог Ольга Рихтер.

«Психологически взрослый, зрелый человек умеет управлять своими эмоциями и брать на себя ответственность за будущее собственного ребенка, несмотря на конфликты. Что касается реестра, то мотивация «общественного порицания» в современном обществе вряд ли станет сильным стимулом, если даже Уголовный кодекс не помогает. К сожалению, многие годы приемлемой установкой была ориентация на личный успех и личный комфорт. И это сложно переломить одномоментно», – считает эксперт.