Комплексное решение. Как в Самаре помогают адаптироваться детям иностранцев

Работу по оказанию помощи в адаптации детям иностранцев, переехавшим жить в Самару из стран ближнего зарубежья, ведут в областном центре уже более 10 лет. Одним из базовых учреждений  является психолого-педагогический центр «Помощь». Сейчас большой объем мероприятий здесь и в других образовательных учреждениях города проводят в рамках муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма на территории городского округа Самара» на 2021 - 2026 годы».

   
   

Кому помогают

«Стать участниками нашего  курса могут дошкольники и школьники, - рассказала руководитель центра «Помощь» Татьяна Ушатова. - В основном в нашей помощи нуждаются представители Таджикистана, Узбекистана, некоторых других стран ближнего зарубежья. Как правило, дети, которые к нам приходят, практически не знают русского языка, часто их бытовые навыки сформированы очень слабо. Мы помогаем им решить весь этот комплекс проблем».

Занятия для ребят в центре «Помощь» проходят бесплатно дважды в неделю по четырем направлениям: русский язык (как иностранный), занятия с логопедом по развитию речи, занятия с психологом и социальным педагогом. При подготовке больших праздников или конкурсов к работе подключаются хореограф и педагог по изобразительному искусству.

«Кроме уроков в кабинетах, мы вместе проводим национальные праздники разных народов, в том числе и русские, используем элементы традиционных костюмов, пробуем национальные блюда. Стараемся объяснить детям, что уважаем их культуру, поэтому и они должны уважать культуру и традиции той страны, в которой им довелось жить», - отметила Татьяна Ушатова.

Время и старание

По словам педагогов, обычно курс адаптации длится два года - этого времени хватает, чтобы ребенок смог интегрироваться в школьный коллектив, социализировался, адаптировался к российской реальности. К окончанию курса дети обычно неплохо владеют русским языком, чувствуют себя увереннее среди сверстников.

«Мы не отказываем никому, берем под свою опеку всех ребят – дошкольников и школьников. Чтобы стать участником программы, родителям ребенка достаточно прийти в центр, написать заявление, представить несколько документов и начать посещать занятия», - рассказала Татьяна Ушатова.

Кроме работы в самом центре «Помощь» педагоги активно выезжают в образовательные учреждения города. Тесно сотрудничают со школами №№39, 119, 70 и другими.

   
   

Работают специалисты центра и с педагогами, рассказывают о методах и приемах работы с детьми-мигрантами.

Для детей, кому особенно трудно даются  такие перемены, педагоги ведут занятия  по русскому языку индивидуально.

Дети плюс родители

Екатерина Попова работает в центре «Помощь» психологом.

«К нам в центр приходят дети с разными трудностями - это и проблемы по части неврологии, адаптации, поведения, развития, воспитания, обучения. После прохождения детьми психолого-медико-педагогической комиссии мы подбираем им адаптированную образовательную программу с рекомендациями для учителей, логопедов, школьных психологов», - рассказала она.

Дефектолог Анастасия Ефимова занимается коррекцией различных психических процессов - памяти, внимания, мышления, проводит развивающие занятия.

«Очень важно работать с ребенком через родителей, вовлечь их в процесс», - считает специалист.

Русский язык и не только

Методист центра «Помощь» Светлана Соинова участвовала в разработке программы для занятий с детьми иностранцев.

«К сожалению, экстремистские настроения в молодежной среде формируются очень легко,  поскольку личность не сформирована,  дети легко поддаются влиянию. Мы уделяем этой проблеме огромное внимание. Нужно не просто обучить детей русскому языку, но сделать так, чтобы процесс аккультурации, который они переживают  при переезде в другую страну, прошел для них безболезненно, чтобы они стали полноценными гражданами нашей страны. Решать проблему нужно комплексно», - отметила Светлана Соинова.