Изобилие - проблема? Что мешает фермерам заработать на рекордном урожае

Владимир Анин / АиФ

В этом году в нашем регионе установлен абсолютный рекорд по валовому сбору зерновых. Уже собрано более  3 миллионов тонн, и уборочная продолжается. Но в изобилии кроются проблемы.  по словам фермеров, цены на зерно внутри страны в отдельных случаях упали ниже себестоимости - до 5 тысяч руб. за тонну. И это  на фоне рекордного роста цен на мировых площадках. При этом рядовому потребителю ждать снижения цен на хлеб тоже не стоит.

   
   

Батон продолжит «кусаться»

Урожай в этом году в нашей области рекордный, но вот парадокс: пока рядовые жители региона на себе последствий трудового подвига сельчан не ощущают. Цены на хлебных прилавках стабильно высокие.

«Из каждого утюга говорят, что у нас большие урожаи, но почему цены растут? Буханка хлеба стоит от 45 до 65 рублей. Мука  тоже дорогая. Растут цены и на выпечку, макароны. Если зерна собрали много, то почему цены не падают? Цены на хлеб в первую очередь бьют по малообеспеченным, разве невозможно навести порядок», - интересуется жительница Самары Валентина Фролова.

При этом фермеры области говорят, что закупочные цены на зерно, в связи с большим урожаем, падают, и многим хозяйствам может грозить банкротство. 

«Сейчас огромная вилка между ценой за готовое зерно и теми затратами, которые необходимы, чтобы его произвести. По сравнению с прошлым годом расходы на удобрения, технику, запчасти выросли в среднем на 35-40%, а на средства химической защиты растений - на 20%. Чтобы подготовиться к следующему сезону, нужно, чтобы цена за тонну пшеницы была не ниже прошлогодней - 10 тысяч рублей за тонну», - говорит самарский фермер Людмила Орлова.

Не «жирует» и сфера переработки, мукомолы работают с минимальной прибылью. «Мы работаем в конкурентной среде и ставить цены «с потолка» не можем. Ни о каких сверхприбылях речь не идет, доходность этого бизнеса не превышает 10-15%. Затраты на закупку зерна не единственные расходы. Растут расходы на воду, электроэнергию, упаковку, необходимо проводить индексацию заработной платы. Простой пример: затраты на логистику в России в 1,5 раза больше, чем в Китае или Европе. В нашей стране фура может перевозить только 20 тонн, за рубежом автотранспортом разрешено возить 30 тонн. Если кто-то хочет снизить цены на хлеб, то нужно создавать для этого условия. Принимать меры, которые снизят затраты для бизнеса», - говорит владелец мукомольной компании Сергей Климов (имя изменено).

О необходимости регулирования рынка говорят и фермеры.  По мнению Людмилы Орловой,  если цена на зерно не будет скорректирована в сторону увеличения, то некоторые фермеры из-за отсутствия средств рискуют не завершить уборочную кампанию, и зерно останется в полях. И это на фоне мирового продовольственного кризиса!

   
   

«Нужно, чтобы аналитикой и регулированием зернового рынка занимались не только чиновники, но и сельхозпроизводители. Эти данные должны быть ближе к земле», - говорит Людмила Орлова.

Поддерживает коллегу и гендиректор группы компаний «Агротек» Николай Грушко. «Главное - учитывать баланс расходов сельхозпроизводства и итоговой цены на продукцию. Многих аграриев сегодня беспокоит, что стоимость ресурсов выросла, а цены на пшеницу, кукурузу, подсолнечник отстают. Так что самый большой вопрос - какова будет рентабельность у нашего товаропроизводителя? Позволит ли размер прибыли и дальше инвестировать в обновление парка техники, семян и расширение производства? Ведь не только от государства и бизнеса, но и от рядовых фермеров зависит, сможем ли мы сами обеспечивать себя нужными ресурсами», - обозначает Грушко.

По его словам, сейчас из-за санкций  есть сложности с логистикой, поставками средств защиты растений, а также семян кукурузы, подсолнечника, сои, рапса. Фермеры боятся дефицита посевного материала для посевной компании 2023 года. Возникают проблемы с получением новой техники и с обслуживанием уже имеющейся.

Однако фермеры прилагают усилия, чтобы нивелировать проблемы с поставками важных ресурсов.

«Запланированные объемы средств защиты растений и семян завозились заблаговременно к началу нового сезона. Но, не скрою, приходится сталкиваться с изменениями курсов валют и серьезным ростом цен на ресурсы. Поэтому нужно предлагать фермерам достойные аналоги. Они в конечном итоге помогли вовремя выйти в поля в этом году, провести посевную и начать соответствующие обработки. Но в дальнейшем не стоит тешить себя иллюзиями. Все должны понимать, что проблемы с логистикой, а также производством средств защиты растений и семян будут продолжаться», - говорит Николай Грушко. Важно также заниматься селекцией семян внутри страны.

По прозрачным схемам

Для  доцента Департамента менеджмента и инноваций Финансового Университета Михаила Хачатуряна очевидно, что снижение закупочных цен на зерно в различных регионах вызвано не всегда оперативным и качественным контролем местных чиновников за этой сферой, а также  желанием переработчиков снизить свои издержки.

«И то, и другое в современных условиях недопустимо, так как может привести к значительным финансовым потерям фермеров. Если не вмешается государство, то в перспективе возможно сокращение посевных площадей. Ведь под конкретный объём проданного урожая фермеры взяли кредиты, которые тоже нужно обслуживать», - говорит эксперт.

Как отмечает Хачатурян, примеры резкого падения закупочных цен в период сбора урожая зерновых в России возникают не впервые. В течение ближайших месяцев для поддержания уровня закупочных цен могут быть задействованы резервы государства, которые позволили бы оперативно компенсировать возможные издержки. Ключевым элементом, который позволит в перспективе избежать резких колебаний закупочных цен в период сбора урожая, должно стать государственное регулирование этой сферы.

Получается, что все участники «хлебной цепочки» от поля до прилавка говорят только одно - нельзя допустить падения цен на зерно. Для рядового потребителя это значит только одно - ждать падения цен на хлеб, скорее всего, не стоит. Ведь если это произойдёт, фермеры могут обанкротиться.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Николай Золотов, председатель Зернового союза в Самарской области:

- В этом году закупочные цены на зерно снизились на 40%. Если в прошлом году закупочная стоимость тонны зерна 3-го класса составляла 17500 рублей за тонну, то в этом 11500 - 12000 рублей. Значит, по логике, и мука, и хлеб должны стоить дешевле. Но пока этого не наблюдается, стоимость хлеба на полках остаётся на прошлогоднем уровне. Притом, что в некоторых частных пекарнях цены даже выросли. Хлебопёки пользуются ситуацией и зарабатывают по максимуму. Но в то же время фермеры несут убытки. Однозначно нужно привести цены на хлеб и хлебобулочные изделия в соответствие. Думаю, что со временем рынок их отрегулирует.

Из плюсов могу отметить тот факт, что высокий урожай этого года сыграл на руку простым хлеборобам. Во-первых, у них зарплаты в связи с индексацией повысились на 15%. Во-вторых, у простого комбайнера в период уборки урожая зарплата выросла в два раза. В некоторых хозяйства труженики полей зарабатывают до 250 тысяч рублей в месяц. Есть заработки и выше.

Но надо учитывать и обратную сторону медали. Сельхозтоваропроизводители в связи ситуацией на рынке зерна и новыми ценами несут серьёзные убытки. Ведь все расходные материалы выросли в цене. Из-за затрат серьёзно снизилась рентабельность. Получается, что у хозяйств меньше возможностей на обновление того же автопарка техники, меньше ресурсов для закупки удобрений и средств защиты растений. Выросли расходы на энергоресурсы. Однако никто не вешает носа. Думаю, что к следующей посевной мы всё же подготовимся, пока задела хватает. Но дальше многое будет зависеть и от «погоды» на рынке, и от климатических условий. В любом случае мы, труженики села, верим в лучшее и по доброй крестьянской традиции готовим сани летом. У нас в регионе уже активными темпами идет посевная кампания. В этом году под урожай следующего года планируют засеять порядка 500 тысяч гектаров только под озимые культуры.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир Михайлов, председатель  партии Социальной защиты:

- Во-первых, в годы больших урожаев у фермеров всегда было больше проблем со сбытом. Предложения опережают спрос. На самом деле для фермеров большим благом являются засуха, наводнение, неурожаи, потому что тогда они получают компенсации по страховке и поддержку государства. 

Во-вторых, в текущей ситуации, когда доступ на внешние рынки для наших фермеров закрыт, государству необходимо скупать излишки по рентабельной для сельхозтоваропроизводителей цене и делать запасы. Иначе в одиночку и небольшие компании, и  даже крупные агрохолдинги могут и не удержаться на плаву и не подготовиться к следующему сезону.

ОФИЦИАЛЬНО

В регионе активными темпами идет посевная кампания. В этом году под урожай следующего года планируют засеять порядка 500 тысяч гектаров под озимые культуры, поскольку они показывают наибольшую урожайность. На сегодняшний день уже посеяно 305 тысяч га. Продолжается работа по подготовке почвы. В этом году вернуть в сельскохозяйственный оборот планируется 20 тысяч гектаров. Почти 15,8 тысячи - уже введено.

По данным Министерства сельского хозяйства Самарской области