И так сойдет? Почему в Самаре мало инфраструктуры для активного отдыха

По данным Росстата, Самарская область вошла в ТОП-10 регионов, где живет больше всего приверженцев ЗОЖ. Согласно исследованию, порядка 20 % жителей региона заботятся о своем здоровье и регулярно занимаются спортом. Однако не везде для этого есть инфраструктура. Любителям активного образа жизни приходится отстаивать свои права.

   
   

Лыжники против заборов

На днях горожане опубликовали петицию, в которой раскритиковали заборы, установленные вдоль лыжной базы «Чайка». С советских времён это главное место отдыха для десятков тысяч лыжников из Самары и окрестностей. В новом сезоне тысячи спортсменов-любителей катания ждал неприятный сюрприз.

«Часть трасс обнесены неприглядными бетонными заборами. Сделано это якобы по требованию МВД «для устранения риска террористической угрозы»,- поделился лыжник со стажем и автор петиции Валерий Студенников. По мнению любителей лыжного спорта, такие  ограждения не нужны, а вторая категория опасности объекту присвоена ошибочно.

«В лесу на протяжении многих лет никогда не было случаев нападения на лыжников. Тем более, не известны случаи организации там террористических актов. По всем критериям этот объект спорта соответствует четвертой категории, самой низкой», - пишет активистка и лыжница Гузэль Рахматуллина. Кроме того бетонные заборы могут стать причиной травм участников лыжных соревнований.

«Зачем огораживать лыжные трассы, которые портят ландшафт, создавая угрозу травмирования лыжников? Спортсмены во время состязаний идут на обгон, на высокой скорости скатываются по спускам. На трассах имеются участки с крутыми поворотами, вписаться в которые бывает сложно, и в таких местах риск травмироваться о бетонное ограждение особенно велик. Подумать только - оградить лыжные трассы от леса бетонными и бетонно-сетчатыми заборами! Такие используют на промышленных объектах и в местах лишения свободы», - отмечает Гузэль.

Есть и другая проблема. Как рассказали лыжники, государственную «Чайку» постепенно переводят коммерческие рельсы. Например, вещи запрещено оставлять в раздевалке, только в камере хранения за плату. Любители лыжного спорта переживают, что со временем за то, чтобы покататься, также придется платить. По наблюдениям спортсменов, сегодня многие жители города стремятся быть здоровыми. С каждым годом на трассах лыжной базы «Чайка» всё больше и больше катающихся всех возрастов. Родители привлекают детей. Задача властей - создавать все условия для этого.

Мы отправили запрос в министерство спорта Самарской области, чтобы выяснить, насколько обоснованы эти требования. Как пояснили в пресс-службе ведомства, забор вокруг «Чайки» возвели по двум причинам.

   
   

Во-первых, чтобы ограничить выезд на лыжные трассы квадроциклов, автомобилей и снегоходов, которые ее разрушают. Учреждение поставило ограждения лишь в отдельных местах, там, где это возможно. «Территория базы - 48 гектар, общая длина лыжных трасс - 35 километров, общая длина установленных заборов - 400 метров»,- уточнили метраж ограждений.

Во-вторых, это выполнение требований федерального законодательства по обеспечению безопасности объекта согласно постановлению Правительства РФ № 202. Кроме того, в ведомстве успокоили, что никакого платного входа на территорию базы не будет. Также на весну этого года запланировано начало строительства лыжероллерной трассы. Ее планируют разместить на территории «Чайки». Протяженность трассы составит 6,6 км. По предварительной информации, завершат строительные работы в 2022 году. На каких условиях будет предоставляться доступ на нее, пока неизвестно.

К Волге - по бумажным кругам

 Несколько лет назад руководитель «Самарской региональной федерации каякинга и серфинга» Валерий Студенников начал развивать это и направления в нашем городе. В прошлом году на самарский гребной марафон заявились110 экипажей. Ежегодно количество участников растет примерно на треть.

«Каякинг - относительно новый для региона и для страны в целом вид спорта. Карбоновые лодки начали выпускать около 10 лет назад. Кроме того, это достаточно дорогое удовольствие. К примеру, бюджетный китайский полиэтиленовый каяк с веслами обойдется в 60 тысяч рублей. Кроме того, его надо хранить в специальном ангаре, так как в обычной квартире он просто не поместится»,- поясняет Валерий.

Казалось бы, развитие проката - перспективное направление. Однако, пока у федерации только один такой пункт, расположенный на первой очереди набережной возле речного вокзала.

«Очень сложно было получить разрешение на установку этого ангара. Нам пришлось пройти несколько кругов бумажного ада. Это заняло не один год. В планах установка второй точки проката на Советской Армии. Морально готовимся проходить его согласование в администрации Октябрьского района. Очень надеемся, что они пойдут на встречу в связи с развитием инфраструктуры для внутреннего туризма»,- отмечает общественник.

По его словам, развитию водного туризма главное не мешать. «Пока его не регулируют, и это хорошо. Природные ресурсы у нас огромные. Жемчужиной маршрута по Волге останется «Жигулевская кругосветка». Пользуются популярностью сплавы вниз и вверх по реке», - говорит Валерий.

Марк Быков автор проекта Развития ответственного туризма (ОТР)
Во время карантина среди туристов и любителей активного отдыха стали популярны местные достопримечательности. Но, к сожалению, не все понимают, что там, где ступала нога человека остается «жирный» след. Многие объекты и локации из достопримечательностей превращаются в помойку. В прошлом году туристы облазили всю гору Барсук, оставляя после себя кучи мусора. От Коптева до Студеного оврага все тропы перехоженные. Получается, что те места, которые раньше были недоступными, пережили нашествие туристов. А смартфоны с геолокацией упрощают доступ «дикарям».Так в прошлом году пострадали Сокские штольни. Они «пережили» нападение «черметчиков». А ведь это ценнейший объект для спелеологов, созданный в конце 1930-х годов. Со времен разработок там остались вагонетки и рельсы, свидетельства работы горняков, предметы быта. Сейчас это все растаскивают, а ведь это исторические артефакты. Мы, спелеологи, боремся, чтобы его сохранить. Я предлагаю начать благоустраивать штольни, начать с Сокских. В их первом ярусе сформирована своя экосистема, присущая только пещерам естественного происхождения. Нужно сохранить это место, ограничив доступ к нему. Пусть туристы их посещают в сопровождении специалиста.

Бегом за настроением

Более 40 % самарцев от 18 до 24 лет регулярно выходят на пробежки. Однако пока в нашем городе открыта всего одна площадка международной серии бесплатных забегов на 5 км parkrun (паркран). Располагается она в парке им Юрия Гагарина.

Организатор паркранов в Самаре Роман Липаткин утверждает, что в сегодня в нашей стране и мире настоящий беговой бум.

«Регулярно в нашем городе в различных забегах участвуют несколько тысяч человек. Паркраны проходят по субботам, время старта - 9:00 по местному времени. Мы участвуем в них около трех лет», - рассказывает Липаткин.

Чтобы стать участником забегов, нужно зарегистрироваться на сайте. Каждому зарегистрированному формируют свой уникальный штрих-код. «С этим штрих-кодом можно участвовать в любом городе и стране. В мире есть целое направление паркран-туризма. В наших забегах участвуют не только самарские бегуны, но и гости из других городов и стран. К примеру, у нас лучший результат показал спортсмен из Тулы. Он пробежал 5 км за 17,5 минут. Во время зимних каникул приезжало много спортсменов из Москвы, Были участники из Англии, Австралии, Шотландии», - говорит Роман Липаткин. В планах развивать это направление и открыть паркраны в отдаленных районах города, например, на Сухой Самарке. Но для этого нужна группа из местных добровольцев.

Любовь Давыдкина, руководитель проекта «Экопарк «Самарская Венеция»- территория ЗОЖ»
Самарцы выезжают отдыхать в Красноглинский, Волжский и Куйбышевский районы. Многие сознательно выбирают себе жилье в отдаленных районах «чтобы быть ближе к природе». Ведь отдаленные районы Самары по всему периметру граничат с зелеными территориями. В большинстве случаев они используются хаотично и интенсивно, поскольку большая часть новых окраинных микрорайонов имеет высокую плотность застройки, и в них нет условий для удовлетворения рекреационно-оздоровительных потребностей местного населения. При этом все эти территории активно используются горожанами, замусориваются и вытаптываются. Это происходит как раз из-за недостатка туристической, спортивной и обслуживающей инфраструктуры. Объекты, имеющие разный охранный статус: Самарское устье, Сокольи горы, о. Коровий - по-сути являются безнадзорными. Территории, не имеющие охранного статуса, чаще всего, определены под дальнейшую застройку к, примеру, пойма Дубового Ерика, либо относятся к частным территориям, как земли бывшего совхоза «Волгарь». Там нужно организовать эко-туристические и оздоровительных маршруты, экологические тропы с возможностью мультисезонного использования на принципах экологического баланса, то есть с поддержанием и восстановлением местной флоры и фауны. Необходима тщательная проработка юридических, экологических и инфраструктурных вопросов при создании данных объектов. Также необходимо создавать управляющие структуры, способные осуществлять функции организации отдыха горожан и контроля антропогенной нагрузки на активно используемых природных территориях. Подобные примеры есть в России, например, Горкинско-ометьевский лес в Казани, Шарташский лесной парк в Екатеринбурге и другие.