Экономика на дистанции. На что тратят свои деньги жители Самарской области?

По данным Самарастата, с января по ноябрь прошлого года жители региона отдали за различные платные услуги порядка 172 млрд рублей, что почти на 14%. больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

   
   

Наибольшим спросом пользуются предложения в сфере культуры, туризма, а также бытовые услуги. Востребованы услуги по уходу за пожилыми и инвалидами. Не экономят самарцы и на своих домашних питомцах, объём затрат на ветеринарные услуги за прошлый год вырос на 30%.

Пересмотрели ценности

Жительница Самары Анна одна воспитывает двух детей. Женщина говорит, что не всегда есть силы и время дойти за продуктами. Выходом стала доставка.

«Обращаюсь на маркетплейсы, чтобы доставили покупки на дом. Если заказываешь много, доставка себя оправдывает. За такси я бы больше заплатила, так как ехать в трамвае с сумками - это испытание», - говорит женщина.

Всё чаще наши земляки стали «покупать» за деньги свободное время, делегируя привычные домашние дела службам сервиса. Сотрудник одной из частных компаний Артём Смирнов пересмотрел ежедневный сценарий своей семьи.

«Раньше, возвращаясь с работы, после ужина больше времени проводили у телевизора. Сейчас с женой и сыном в любую погоду идем на вечернюю прогулку в парк, - говорит самарец. - Главное, мы в эти пару часов вместе».

Экономист Владислав Бандуров отмечает, что пандемия существенно изменила структуру потребительских запросов.

   
   

«В силу перехода на дистанционную работу и введение ограничений люди начали по-новому формировать свои запросы. Многие пересмотрели свои взгляды на жизнь и теперь стараются получать от неё удовольствие, потому что неизвестно, что там будет завтра. Кроме того, на всплески статистики могут влиять и выросшие цены почти на все услуги: количество заказов осталось прежним, а стоить они стали дороже. Если мы будем смотреть на количественные показатели, здесь не все так радужно, - считает экономист. - Плюс у нас начали развиваться другие секторы. Если посмотреть структуру потребления, мы увидим, что набирают силу новые форматы. Например, онлайн-кинотеатры, обороты у которых за последний год выросли в разы. Также растет спрос на товары из интернет-магазинов. Люди заказывают на дом не только продукты питания и лекарства, но и готовые блюда из кафе».

Фото: АиФ-Самара/ Игорь Слёнов

В приоритете «жизнь под ключ». Именно поэтому многие компании идут по пути развития экосистем. У нас по сравнению с некоторыми европейскими странами очень развиты дистанционные сервисы и оплата услуг онлайн. А вот с покупательской способностью проблемы, говорит финансовый аналитик.

По официальным данным, средняя зарплата в регионе 41189 рублей. За год она выросла на 9,2 %, зато цены на продовольствие - на 11,1%. В кризисной ситуации продолжает увеличиваться разрыв между богатыми и бедными. «Среднего класса у нас почти не осталось. Думаю, в обозримом будущем он исчезнет совсем», - прогнозирует Владислав Бандуров.

Культура нарасхват

Не секрет, что 2020 год бы провальным по многим направлениям экономики. В том числе и сегмента услуг. Многие не смогли посещать театры, спортивные залы и рестораны. Зато, когда ограничения сняли, вырос спрос на то, что находилось под запретом. Люди дружно ринулись восполнять «пробелы».

Художественный руководитель самарского театра драмы Валерий Гришко говорит, что, несмотря на то, что в индустрии до сих пор действуют ограничения

Роспотребнадзора и продавать билеты можно только на 70% мест в зале, в театрах аншлаг.

«У нас были серьезные потери из-за ковидных ограничений в 2020-м и начале 2021 года. Поэтому сегодня мы ставим самые востребованные у зрителя спектакли. Билеты нарасхват», - подтвердил театральный мэтр.

Напомним, что пока, согласно требованиям главного санитарного ведомства региона, самарцы и гости города могут утолить свои культурный голод только при условии предъявления QR-кода о вакцинации или перенесенном заболевании либо отрицательного ПЦР-теста, выполненного не позднее трех дней до посещения спектакля.

Комментарий

Ольга Леднева, заведующая кафедрой бизнес-статистики университета «Синергия»:

- Основные тенденции роста бытовых услуг в 2021 г. по сравнению с 2020 г., присущие регионам России, можно экстраполировать и на Самарскую область. Основной причиной роста цен на платные услуги населению можно назвать инфляцию, которая в России в 2021 году достигла 8,34%, по данным Росстата. Это максимальный рост с 2015 года, когда цены выросли на 12,9%.

Цены на потребительские товары «разогнали» рекордное за последние пять лет подорожание услуг практически во всех сферах. Повышение ключевой ставки до 8,5% не помогло сдержать инфляцию. Основным фактором роста цен, вне зависимости от вида платных услуг, выступает удорожание импорта. Внутренние производители вынуждены повышать цены,   а антиковидные меры создают дефицит рабочей силы.

Одной из самых важных причин роста цен на услуги гостиниц является перегруженность туристической инфраструктуры внутреннего туризма. При этом туристические агентства пытаются, во-первых, «отыграть» прежние позиции, утерянные во время

пандемии; во-вторых, вынуждены увеличить стоимость туров в связи с ростом цен на авиабилеты и отели как внутри страны, так и за ее пределами. Несмотря на то, что массовые направления остаются закрытыми, туристическая отрасль сосредоточилась на сегменте премиального туризма, таком как Мальдивы и Сейшелы.

Аналогичным образом складывается ситуация и для услуг физической культуры и спорта. Фитнес-центры вынуждены компенсировать за счет клиентов выросшие на 20% издержки, связанные с обслуживанием кредитов, которые были взяты в период пандемии, оплатой аренды залов и затратами на маркетинг и рекламу. Издержки возникли на фоне прошлогоднего локдауна, когда организации физической культуры и спорта приостановили работу на несколько месяцев. Долги по кредитам, взятым в 2020 г., приходится погашать в этом году.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Артём Ступак, тренер бизнес-школ РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве РФ:

- Увеличение спроса на бытовые услуги, а именно - ремонт бытовой техники, обуви, одежды, изготовление мебели и другие виды малого предпринимательства в сфере обслуживания населения, обусловлено влиянием пандемии на экономическую ситуацию в стране. Рост цен, сохранение зарплат на прежнем уровне, оптимизация персонала, говоря простым языком, сокращение штата. Поэтому проще отремонтировать, поддержать в рабочем состоянии личные вещи и бытовую технику, чем покупать новое. Банально нет на это денег. Так же, как вторичный рынок автомобилей показал рост за прошлый год и по объему, и по цене на машины с пробегом.

Траты населения в сфере культуры в прошлом году, похоже, являются результатом эффекта отложенного спроса. Весь 2020 год состоял из самоизоляции и существенных ограничений в социальных контактах и возможности посещать культурно-массовые мероприятия. В 2021 году граждане наверстали упущенное.

Востребованность услуг в сфере спорта связана с удаленной работой и снижением физической активности из-за ограничений. Количество фитнес-тренеров, ведущих занятия в онлайн-формате и индивидуальные занятия в малых группах, существенно выросло.

Прослеживается общая тенденция в экономике - увеличение количества индивидуальных предпринимателей, малого бизнеса и самозанятых, которые предоставляют услуги населению по максимально низким ценам. Количество таких людей в России к концу 2021 года выросло до 3,5 млн человек, тогда как в начале их было 1,6 млн.