Сочными театральными зарисовками и яркой экспозицией встречает первых гостей преобразившаяся после реставрации Фабрика-кухня. Построенное в 1932 году по проекту архитектора Екатерины Максимовой уникальное здание сверху выглядит в виде серпа и молота, а внутри открывается возрождённой и осовремененной эстетикой советского конструктивизма, которая теперь стала пространством для культурного отдыха.
Душевная кухня
В 30-ых годах прошлого века на Фабрике-кухни готовили горячие обеды для рабочих оборонного предприятия - завода им. Масленникова. Теперь в обновлённое пространство тема пищи возвращается как знаковый художественный образ в российском искусстве с XIX века по настоящее время.
Командой самарской Третьяковки было найдено решение через художественные образы показать источник силы, который питал пространство Фабрики-кухни долгое время. Это сотрудники - повара и приготовленная ими пища. Вручную с большой любовью. Вечерами работницы ставили в ряд длинные столы, садились за них, катали эластичное тесто, пересыпанное тонким слоем муки, и лепили пельмени. А чтобы работа спорилась, пели душевные песни из советского кинематографа.
Перформанс «пельменного цеха» стал центральной сценой открытия филиала Третьяковки в отреставрированном здании Фабрики-кухни. Его исполнили артисты Камерного хора SOLARIS СГИК. Для ребят участие в данном проекте - символичный момент, начало которому было положено ещё три года назад.
После представления артисты раздали зрителям вилки и пригласили попробовать пельмени, сваренные с лавровым листом и перцем-горошком. Знакомый аромат домашней кухни: сколько воспоминаний из детства, сколько тепла в этом моменте!
Продолжением темы производства и дегустации стала выставка, которая охватывает период с 20-х годов XIX века до наших дней. В экспозицию вошли более 80 произведения из коллекции Государственной Третьяковской галереи и из частных собраний. В том числе такие известные шедевры, как «За завтраком» Зинаиды Серебряковой, «Охотники на привале» Василия Перова, «Завтрак Аристократа» Павла Федотова, «Утро» Татьяны Яблонской. Одно из центральных мест занимает русское искусство начала ХХ века и послевоенное искусство художников советской эпохи.
Отстояли культурную доминанту
Как отметила архитектор Ирина Фишман, теперь в Самаре появился культурный объект столичного уровня, который являет собой очень редкий прецедент, когда инициатива неравнодушных горожан в итоге привела к масштабному событию. «С 2008 года на реконструкции Фабрики-кухни настаивал архитектор Виталий Стадников. Теперь эта идея дала огромное количество рабочих мест, сформировала очень крутое и яркое профессиональное сообщество. Команда Третьяковки в Самаре и друзья этой команды - одни из самых творческих людей, которые есть в нашем городе», - говорит Ирина.
Но самое главное в этой истории, по мнению Ирины Фишман - это то, что аварийное здание возродили и преобразили в центр искусства, создав новую культурную точку в пространстве не только для региона, но и для всей страны. Вместе музеем «Самара космическая» и Домом рока они собираются в единую концепцию городского пространства, образующую территорию для развития и творчества и расширяет культурный центр областной столицы.
Как отметил директор Самарского филиала Третьяковской галереи Михаил Савченко ценно, что самый первый филиал Третьяковской галереи открыт в Самаре. Примечательно и то, что он обрёл дом в отреставрированном здании конструктивистского периода. «На архитектуру этого времени нечасто обращают внимание, и качественно восстановленные памятники конструктивизма – большая редкость. Мы очень рады, что благодаря министерству культуры РФ Фабрика-кухня попала в их число», - подчеркнул директор музея.
«Когда Фабрику - кухню хотели снести, то утверждали, что износ конструкций здания составляет более 70 %. Когда же встала задача его восстановить, то выяснилось, что на самом деле конструкции изношены всего на 30 %, - отмечает Ирина Фишман. - Все это говорит о том, что желание - это поиск возможностей, а нежелание - это поиск причин».
По мнению архитектора, в Самаре достаточно объектов культурного наследия, которые имеют право на новую вторую жизнь. А возрождение исторических зданий впоследствии даёт больший экономический эффект, чем их снос или строительство очередного «человейника».