Дмитрий Калантаров: Для региона значимо, что мы «тестируем» его возможности

Национальный фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра» продолжает покорять регионы России. Фестивальные мероприятия, в рамках которых пройдут показы лучших российских музыкальных спектаклей, деловая программа, специальная программа постановок с участием юных актеров и торжественная Церемония награждения победителей премии состоятся с 15 по 25 ноября в Самаре и Тольятти.

   
   

О предстоящих событиях и нововведениях Премии и о том, как меняется жизнь региона после Фестиваля, мы поговорили с генеральным продюсером «Музыкального сердца театра», членом Общественного совета при Минкультуры РФ Дмитрием Калантаровым.

С чем связано решение провести фестиваль в нашем регионе?

В Самаре сильны театрально-музыкальные традиции. Когда мы впервые проводили фестиваль на конкурсной основе, музыкальный спектакль «Вино из одуванчиков» Самарского театра юного зрителя «СамАрт» стал одним из первых лауреатов. А в прошлом году спектакль «Обыкновенное чудо» того же «СамАрта» получил премию за лучшую сценографию, художник – Юрий Хариков.

Также не забываем о традиции, не связанной напрямую с музыкальным театром, но несомненно, важной: о знаменитом Грушинском фестивале, который на протяжении долгих лет проходит в Самаре и радует поклонников авторской песни. Кстати, Андрей Колесников, один из организаторов Грушинского фестиваля – композитор двух спектаклей шорт-листа этого года: «Остров сокровищ» и «Два благородных дона».

Поэтому можно с уверенностью сказать, что публика в городе и, в целом, в регионе подготовленная. Спектакли, которые мы привезем в рамках фестиваля, будут востребованы и найдут живой отклик.

Самара – прекрасный, красивый, очень гостеприимный город. Многие знают его как городской курорт, находящийся на берегу Волги. Мы надеемся, что наше сотрудничество сможет заново открыть для большого количества людей Самару, показать ее как важный культурный центр.  

   
   

Что меняется в регионах после того, как там провели фестиваль?

Поскольку города, которые нас принимают, становятся неофициальной столицей музыкального театра этого года, то для регионов безусловно проведение такого фестиваля, как наш, дает ряд преимуществ. В первую очередь, позиционирование региона на культурно-событийной карте страны. 

Также для региона значимо то, что мы неким образом «тестируем» все его возможности. Сейчас они применены при проведении фестиваля, в дальнейшем могут быть использованы и в каких-то других обстоятельствах. Те люди, которые приезжают со всей страны, уезжают не только с наградами и впечатлениями, но и новыми деловыми контактами, знанием и пониманием возможностей региона.

Происходит такое взаимное «опыление» связями, идеями, возможностями, которые усиливают связи с конкретным регионом. Многие люди узнают заново города, видят, какая там богатая культурная жизнь и уезжают, по сути, амбассадорами региона, так как начинают делиться этой информацией с коллегами. Связи развиваются, вырастают в продуктивное сотрудничество, театральная жизнь становится активнее. 

Все мероприятия фестиваля, конечно же, привлекают театральных лидеров, лидеров общественного мнения со всей страны еще и потому, что наш проект уже который год проводится не только при поддержке Правительства Самарской области, но и при поддержке Министерства Культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив. Мы очень ценим эту поддержку и понимаем возложенную на нас ответственность. Понимаем также, что приносим пользу и отрасли, и всем людям, которые в ней работают. Начиная от работников театра и завершая авторами.

Создание и укрепление этих связей – несомненно, одна из задач фестиваля. А если мы будем говорить о его миссии в глобальном масштабе?

Это, конечно же, популяризация и продвижение жанра мюзикла, современного музыкального театра. Когда мы делали первые шаги в создании фестиваля и премии, многие люди считали нас блаженными и крутили пальцем у виска, даже предполагали за нами некую заинтересованную силу, которая слишком активно ратует за отечественный мюзикл… Сейчас это никого не удивляет. И даже если десять лет назад словосочетание «русский мюзикл» могло восприниматься как какой-то оксюморон, то сейчас уже никому не хочется шутить по этому поводу.

Картина кардинально изменилась и продолжает меняться. Безусловно, хотелось бы верить, что в этом есть какая-то толика и наших усилий. Мы являемся той лупой, которая приближает и увеличивает для зрителей, для органов власти, для профессионального сообщества ту роль музыкального театра, которую он играет в культурной жизни нашей страны.

Одна из отличительных черт Фестиваля «Музыкальное сердце театра» - прозрачная система голосования. Расскажите, пожалуйста, подробнее о ней. 

Процедура голосования – один из важнейших факторов, которые привлекают к участию в нашем фестивале представителей профессионального сообщества. Бывало так, что даже люди, изначально скептически настроенные, приняв участие в обсуждениях, отборе понимали, что у нас все настолько обстоятельно, объективно и – меняли свое мнение. Критерий у нас один – профессионализм. 

Процедура голосования проходит в три этапа. Первый – работа Малого экспертного совета, который формируется из числа профессиональных театральных критиков и экспертов: теоретиков современного музыкального театра, всего – семь человек.  

На втором этапе начинает работу Большой экспертный совет, в который помимо Малого экспертного совета, входят члены Академии современного музыкального театра, состоит из авторитетных практиков - представителей различных цехов театральных профессий. Всего на этом этапе работают пятнадцать человек. Задачей Большого экспертного совета является формирование шорт-листа и определение персональных номинантов путем голосования.

Третий этап - голосование членов Академии современного музыкального театра. Все академики (на сегодня почти 150 человек), являются выдающимися деятелями культуры и профессионалами в этой области, в том числе авторами, постановщиками, руководителями театров, представителями СМИ. Задачей академиков является определение лауреатов Премии в девятнадцати конкурсных номинациях путем голосования.

Для голосования каждому члену Академии создается личный кабинет на сайте проекта, в котором находятся видео всех спектаклей-номинантов. Академики осуществляет оценку номинированных спектаклей посредством просмотра видеозаписи в период с 1 сентября 2024 по 31 октября 2024. 

Что обычно становится причиной нововведений в премии и фестивале «Музыкальное сердце театра»?

По уже сложившейся традиции мы стараемся привносить что-то новое в фестиваль каждый год. Причинами могут быть, например, предпосылки со стороны региона. Так, например, было в прошлом году, когда программа «Большой дебют» стала нашим своеобразным откликом на уникальные возможности, которые появились в Кузбассе в связи с предстоящим, а на момент проведения Фестиваля уже состоявшимся, открытием филиала РГИСИ - Сибирской Высшей школы музыкального и театрального искусства.

Также мы всячески анализируем пожелания, которые высказывает профессиональное сообщество. В том году у нас прошел круглый стол, в котором приняли участие директора, художественные руководители и представители регионов. На нем мы обсудили проблематику, существующую в нашей отрасли. И мероприятия, запланированные в этом году, также исходят и из тех потребностей, которые были озвучены. Кроме того, мы стараемся анализировать все события культурного пространства, чтобы осмыслить и принять по внимание реалии сегодняшнего дня. 

Что нового будет в этом году на фестивале и премии «Музыкальное сердце театра»? 

В первую очередь хочется отметить внеконкурсную программу спектаклей с участием юных актеров. Нам часто подают заявки с участием юных актеров. В этом году мы вновь увидели в заявках несколько спектаклей, которые очень качественно сделаны, они идут на профессиональных сценах со взрослыми артистами, в репертуарах театров. Но мы видим, что они пока не могут конкурировать с постановками большой и даже камерной формы. Поэтому в этом году мы решили показать несколько спектаклей в рамках off-фестивальной программы. Вполне возможно, что именно ей мы и начнем наш фестивальный блок. 

Одно из важнейших начинаний: все спектакли, которые будут показаны в рамках фестиваля, будут сопровождаться тифлокомментированием. Наблюдая за этим, безусловно, важным явлением в нашей жизни, которое пришло несколько лет назад во многие театры, мы обратили внимание, что абсолютно незаслуженно именно музыкальные спектакли обделены вниманием тифлокомментаторов. Поэтому мы решили спектакли в Самаре и Тольятти проводить с грамотным переводом, в создании которого примут участие в том числе и профессиональные авторы-либреттисты.

На каждый спектакль будет приглашено порядка двадцати – двадцати пяти человек, слабовидящих или незрячих. После фестиваля эти, созданные специально для фестиваля, переводы мы предоставим театрам для того, чтобы они могли использовать их у себя. Это начинание стало возможным благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив. 

У нас появилась новая номинация: «Лучший спектакль малой формы. Ею мы открыли возможность большему количеству спектаклей войти в шорт-лист, добавили разнообразия. Понимая, что есть много спектаклей камерных, идущих не на большое количество зрителей, но тем не менее сделанных очень профессионально, мы пошли на увеличение количества конкурсных номинаций. 

Также в этом году после мероприятий основной программы Фестиваля мы проведем медиа-форум, его рабочее название «Театр и СМИ». К нему планируется привлечь не только тех, кто заинтересован в этом – представителей театров, но и профессиональное сообщество – театральных критиков, журналистов, обозревателей, чиновников, отвечающих за информационную политику у себя в регионах. Основная задача: обсудить существующие препятствия и проблемы. Важно, чтобы то, что связано с театром, в частности музыкальным, освещалось определенным кругом серьезные медиа. Не надо забывать, что именно театр зачастую становится если не основным, то одним из важнейших культурных брендов регионов. 

Затронут ли нововведения этого года работу Лаборатории?

В этом году мы попробуем развернуть работу Лаборатории в сторону определенных тем. До последнего времени мы принимали к разработке все сюжеты и жанры. Это могли быть и хоррор-мюзиклы, и какие-то лирические, и даже кукольные, и рок-оперы без какой-либо конкретной тематики.

В этом году мы попробуем уделить внимание сюжетам, связанным с подвигом и героизмом. Впереди – восьмидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне, и современная жизнь также может стать местом для подвига. Подвига в самом широком смысле слова. Ведь мы говорим не только об СВО, но и ежедневных подвигах в жизни врачей, ученых, спортсменов.