Многие жители Южного города и Кошелев-Парка работают в Самаре и принимают активное участие в её повседневной жизни. Однако административно оба поселка, которые внешне похожи на макрорайоны, относятся к Волжскому району области. Много раз поднимался вопрос о том, не проще ли присоединить оба микрорайона к городу — но воз и ныне там.
Сколько палочкой ни маши...
Плюсы такого решения очевидны — создание единой транспортной системы, бюджета, планирования. Например, сейчас, чтобы организовать регулярные перевозки обитателей микрорайонов в Самару, нужно создавать не муниципальные, а межмуниципальные маршруты, поездка на которых стоит дороже, а периодичность движения транспорта невысока.
Мнение о том, насколько целесообразно объединить Самару с новостройками в Волжском районе, недавно высказала первый заместитель главы города Юлия Ашуркова на круглом столе, посвященном разработке стратегии социально-экономического развития.
«Было бы очень логично и комфортно с целью дальнейшего системного развития и Волжского района, и Самары, их объединить. С точки зрения градостроительной, и с точки зрения стратегического развития, несомненно, да: сделать это было бы очень круто. Но для этого нужно согласие большинства жителей. Прямо сейчас взмахнуть волшебной палочной и объединить город и район — слишком смело», — считает Ашуркова.
Жили мы и без вас
Но дело в том, что Волжский район считается сельским, и там действуют различные льготы по оплате ЖКХ, тарифам ОСАГО и пр. И не все готовы с ними расстаться ради чести обитать в мегаполисе.
Чего конкретно боятся жители «выселок»? Во-первых, отмены надбавок к зарплатам и льгот на оплату услуг ЖКХ для специалистов — врачей, учителей и пр., которые действуют в сельских районах области, но не в Самаре. Да и сам размер коммунальных платежей «на деревне» ниже, чем в мегаполисе.
Во-вторых — тарифы ОСАГО, которые существенно выше в городе, чем в сельской местности. В-третьих, очередь в детские сады — многие родители опасаются, что в случае объединения потеряют свои места и вынуждены будут вставать в новую, городскую, которая существенно больше.
В общем, ситуация не такая уж и непонятная — обитатели Кошелев-парка и Южного города хотят работать и зарабатывать в Самаре, а платить коммуналку и получать льготы в Волжском районе. И вряд ли они сильно в чем-то виноваты — думать о такой ситуации и всех её плюсах с минусами должны были те, кто еще лет 20 назад принимал решения о застройке этих районов за официальной чертой города.
Что делать?
Самый серьезный довод «за» объединение — работа общественного транспорта. По просьбе samara.aif.ru ситуацию с логистикой в поселках прокомментировал транспортный аналитик, автор проекта «Самара. Транспорт, удобный для жизни» Артемий Ярчевский.
«Решений может быть множество с разной степенью радикальности. От включения этих ЖК в состав Самары до введения различных тарифных зон и, соответственно, дотации этих маршрутов со стороны региона. Все понимают, что для региона приоритет — чтобы жители Кошелев-парка и Южного города могли с удобством добираться до своих домов, но нужно разобраться, кто и как должен платить за этот банкет. Наиболее жизнеспособным (хоть и недешевым для региона) вариантом считаю переход ключевых маршрутов между крупными городами области (в том числе и ЖК в Волжском районе) и центром Самары на брутто-контракты, когда регион заказывает перевозки в соответствии со своими требованиями и оплачивает выполненные в соответствии с расписаниями рейсы. Такой каркас из ключевых маршрутов позволит регулировать тарифы, иметь гарантированное качество перевозок и в целом повысить управляемость транспортной сферы агломерации.
К слову, для жителей Кошелев-парка можно предложить альтернативу автобусам — пригородные электропоезда. Массовое использование электричек, например, значительно снизит нагрузку на Московское шоссе. Но для этого надо обустроить удобные транспортно-пересадочные узлы для обитателей этих районов и повысить частоту движения электропоездов.
Ну а чтобы не наступать вновь и вновь на эти грабли дотаций, конечно, Самаре необходимо менять градостроительную политику: смещать фокус внимания застройщиков на площадки в урбанизированной части города, на месте пустырей, гаражных массивов и неиспользуемых сейчас территорий некоторых предприятий».