Стенка на стенку. Почему в школах агрессивное поведение становится нормой

Побоища, поножовщина и даже подготовка к террористическому акту - последние три месяца жители региона содрогаются от новостей, которые приходят из обычных школ. Подростки словно вышли на тропу войны. Что происходит в учебных заведениях, можно ли говорить о всплеске юношеской агрессии и есть ли шанс исправить ситуацию?

   
   

Не на жизнь,  а на смерть

14 декабря в социальной сети появилась видеозапись конфликта в школе №81 Тольятти. На кадрах подросток жестоко избивает ногами своего сверстника. На шум драки вышел мужчина-учитель. Он попытался отогнать драчуна, но тот совершенно не реагировал на замечания. Тогда учитель схватил его за шкирку, оттащил к стене и даже немного «приложил». Теперь следователи СК Автозаводского района проводят проверку и выясняют, из-за чего возник конфликт. Не исключено, что накажут и учителя, который разнял драку школьников. В этой истории есть один спорный момент: большинство жителей региона поддержали действия учителя.

«Раньше учителя в школе могли и указкой стукнуть, и мокрой тряпкой, и ничего, людьми выросли. Видимо, совсем неугомонный товарищ был и у учителя, возможно, не было другого выхода. Сейчас у детей нет никакого уважения ни к старшим, ни к родителям, ни к учителям. Да разве мы смели так себя вести? Раньше педагог шел по коридору и все молчали, а сейчас что происходит?» - говорит жительница Тольятти Ирина.

Ещё одна драка произошла в одном из тольяттинских лицеев. В туалете учебного заведения два ученика устроили спарринг под одобрительные возгласы сверстников. Бой без правил едва не закончился трагедией: подросток чуть не задушил своего оппонента. А 19 октября стало известно о драке в школе №18 Комсомольского района Тольятти. Здесь в поединке сошлись девочки. Зрители, их сверстники, даже не попытались их разнять. В ходе прокурорской проверки было установлено, что о конфликте педагогам стало известно сразу же, но в этот день медицинской сестры в школе не было, поэтому девочек никто не осмотрел и не вызвал скорую помощь. Также руководители образовательного учреждения не сообщили о ситуации инспекторам полиции по делам несовершеннолетних и в опеку.

«В школе нарушаются права несовершеннолетних на безопасность во время пребывания в учебном заведении и требования закона о незамедлительном информировании органов системы профилактики о том, что в школе нарушаются права и свободы детей», - сообщили в прокуратуре Комсомольского района.

В результате прокуратура внесла представление главе города Николаю Ренцу исправить ситуацию с профилактикой безнадзорности и правонарушений, а в отношении исполняющего обязанности директора школы возбудили административные дела за то, что он попытался скрыть инцидент. Учебному заведению и руководителю грозят крупные штрафы.

   
   

Но «вишенкой на торте» по праву можно назвать историю с 15-летним жителем Сызрани. Юноша планировал совершить теракт. Он хотел забросать школу бутылками с зажигательной смесью. Такой метод расправы он подсмотрел в интернете. Во время обыска у подростка сотрудники регионального Управления ФСБ изъяли шесть бутылок «коктейля Молотова», три литра ацетона, олифу, алюминиевую пудру и другие вещества. На опросе он признался, что собирался свести счеты с одноклассниками и учителями. Сейчас школьник находится под арестом.

Стресс и тревога - спутники общества?

Психологи считают, что тема подростковой агрессии с каждым годом становится все актуальнее в России. И зачастую многие их поступки вряд ли можно назвать рациональными, а некоторые просто выходят за рамки понимания. Социологи говорят, что подростки за последние 10 лет разучились между собой общаться. Теперь хамство стало нормой, а от нецензурных выражений у многих взрослых, даже повидавших многое на своем веку, нервно дергается глаз. Нет у подростков и каких-то дипломатических «берегов». Сказать гадости могут каждому: сверстнику, родителям или педагогам. Как считает директор центра психологического развития «ДАР», психолог Надежда Гамалий, в последние несколько лет наше общество живет в состоянии негатива и тревоги. И многие подростки, в силу своей незрелой психики, не умеют совладать с внутренней агрессией. Одни выплескивают ее через спорт или другие активные занятия, вторые копят негативные эмоции в себе. Но сжатая пружина может в любой момент разражаться, и тогда происходит выплеск негативных эмоций. В аналогичном состоянии находятся и школьные педагоги.

«Не все педагоги могут «считывать» эмоции. У многих из них есть признаки профессионального выгорания. Если раньше дети, родители и общество поддерживали и уважали педагога, то сейчас ситуация иная. Подросткам дали права, а у учителей их забрали. Теперь педагоги не могут сказать детям и лишнего слова, не говоря о том, чтобы повысить голос. Это раньше детям в учебных заведениях прививались элементарные культурные нормы. А сейчас мы пришли к тому, что вырастили своевольных людей и свободных личностей, но никто не подумал, что с ними делать в подростковом возрасте», - считает эксперт Надежда Гамалий.

Школьная жизнь - суровая

Школьная жизнь - процесс сложный, вероятность конфликтов высокая. Для того, чтобы снизить их количество, в каждой школе области работает детская служба примирения. В её состав входят психологи, ученики и их родители, которые прошли специальную подготовку и умеют разрешать конфликты. Специалистов по примирению называют медиаторами. Эти люди создают условия, в которых конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых вариантах решения проблем.

Были такие службы и в тех учебных заведениях, где произошли школьные побоища. Но если судить по отчету об эффективности, то картина не столь радужная. В 2022 году из 643 учебных заведений службы примирения активно работали только в 313. В остальных школах их активность была слабой или вообще отсутствовала.

Помирить драчунов службы пытаются при помощи специальной методики медиации. С 1 сентября по 31 декабря прошлого года через процедуру восстановительной медиации прошло 2341 человек. При массовых конфликтах, напряженности в классах, группах, в ситуации недопонимания, зарождающейся травли школьные службы примирения проводят собрания, на которых разбирают причины конфликтов и учат стороны искать решения проблемы. В прошлом году в таких собраниях приняли участие почти 9 тысяч школьников.

«Если разобрать ситуацию, когда учителю пришлось применить силу, чтобы разогнать драчунов, то, на мой взгляд, это была экстренная ситуация. Когда человек погружен в агрессию, то слова не работают. Возможно, физическое воздействие был единственный выход, который помогает предотвратить более тяжелые последствия. Думаю, что учитель хотел помочь этим подросткам. Конечно, лучше не доводить школьные конфликты до драк, но улаживание конфликтов, снятие подростковой агрессии - дело долгое и системное. И в эту работу должны быть вовлечены все стороны», - считает медицинский психолог Юрий Курдин.

Сергей Березин, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Самарского Университета:

- Что сейчас происходит с подростками? С ними происходит жизнь. Подростки дрались всегда, но если раньше были какие-то правила:  до первой крови, лежачего не бить, то сейчас общество, в том числе и подростки,  под влиянием социальных, экономических, политических и идеологических причин изменилось. Что касается учителей, то они тоже находятся в состоянии внутреннего напряжения. И если педагог ведет себя агрессивно, то нужно поинтересоваться тем, что происходит вокруг него. Видит ли в нем руководство школы творческого человека или ему нужно только писать бесконечные отчеты? А как ведут себя родители по отношению к педагогам? От них слова благодарности можно услышать лишь на День учителя. В остальное время они считают, что педагог – это обслуживающий персонал. Есть ли выход из этой ситуации? Да, нужно понимать, что за социализацию ребенка отвечает система родители-ученик-педагог-руководство школы. И все должны работать - каждый на своём фронте и отвечать за своё направление. Но пока же вместо поддерживающей позиции я вижу конфронтацию. А надо воспитывать все стороны, потому что мы все вместе отвечаем за то, чтобы вырастить хорошего, добропорядочного гражданина своей страны.

Нина Ковалюнас, доцент, кандидат философских наук:

- За поведение подростков сначала отвечают родители, а потом уже школа. Конечно, масла в огонь в последнее время добавляют и различные сериалы, которые провоцируют агрессию и романтизируют противоправное, антисоциальное поведение в обществе. Излишняя популяризация такого поведения не способствует хорошему подростковому воспитанию. В погоне за прибылью можно серьезно навредить нашему социуму.