На форуме «Сообщество», который стартовал в Самаре 29 августа, особо пристальное внимание было уделено школьному образованию и ранней профориентации.
Тему «От школы до корпорации: образовательные и кадровые стратегии технологического лидерства» на форуме «Сообщество» в Самаре подняла Наталья Кравченко, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию.
«Очевидно, что сейчас старшеклассники массово не выбирают профессию инженера. Но без инженеров и конструкторов страна не может стать успешной, поэтому нам надо показать, какие перспективы открываются перед человеком с техническим образованием и в каких проектах они могут реализовать свои таланты», - сказала на форуме председатель Комиссии Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию Наталья Кравченко.
Мы понимаем, что сегодня молодежь пока не склонна массово выбирать профессию инженера, но чтобы стране быть успешной, нам необходимо показывать ребятам перспективность этого направления, нужно им объяснить, какие масштабные государственные проекты помогут им реализовать свои таланты, - рассказала Наталья Кравченко.
Реализовать эту идею поможет проект «От школы до корпорации: образовательные и кадровые стратегии технологического лидерства». Сейчас многие школьники предпочитают получать образование поэтапно. После девятого класса они получают среднее профессиональное образование, потом работают какое-то время на производстве и только после этого поступают в «вузы». По словам Натальи Кравченко, это отличный подход к образовательному процессу. Так молодые люди смогут понять, интересно ли им будет работать в выбранной сфере, смогут точно определить вектор высшего образования, а полученные в вузе знания они сразу же будут применять на практике.
Чтобы эта модель работала максимально эффективно, надо модернизировать систему школьного образования. В частности, необходимо через уроки технологии в школах рассказать ребятам о том, какие профессии сейчас наиболее востребованы и какие знания нужны для того, чтобы работать в этой сфере. Это даст старшеклассникам возможность сделать осознанный выбор, а не выбирать профессию наугад.
Должна быть цель
По словам Натальи Кравченко, сейчас очень важно активнее использовать инструмент целевого набора в учебные заведения. Сейчас такие программы уже запущены несколькими предприятиями Самарской области. Но в их работу необходимо вносить коррективы. По словам школьников и их родителей, для того, чтобы попасть на целевой, набор требуется показать такое же число выпускных баллов, как для зачисления в престижные столичные вузы. Если выпускник выбирает необходимое количество баллов, то он предпочитает получать образование в столичном вузе, а не идти по целевому набору.
«Как раз в Самаре мы обсуждали, какие улучшения можно предложить. Возможно, претендентам на поступление на специальные программы, будут «накидывать» баллы. Обеспечить технологический суверенитет страны невозможно без подготовки кадрового потенциала, и мы должны сделать все, чтобы этого добиться», - говорит Наталья Кравченко.
Эксперты считают, что программы целевого набора должны начинать работать в средних, а еще лучше в младших классах. Это поможет школьникам сконцентрировать на самарских вузах, а не смотреть в сторону столицы. При этом программа подготовки в местных университетах должна максимально отвечать запросам региональных предприятий.
«Хватит перекладывать ответственность друг на друга! Пора делать конкретные шаги. Наша цель привлечения детей - сделать школьное пространство максимально комфортным для них, чтобы в школьной столовой хотелось не просто быстро перекусить, но остаться и пообщаться с друзьями, чтобы актовый зал использовался не только для праздников, но и каждый день. Показать детям, где они могут быть полезны своей стране - это и есть воспитание патриотизма. Если с юных лет придет понимание, что ты можешь изменить школу, территорию, страну мы гарантированно воспитаем неравнодушного человека», - подчеркнула Кравченко.