На страже безопасности. Как очистить дороги от снега и льда

Анна Михайлова / ООО «УЗПМ»

Жить в удобном и безопасном городе хотят все, но что обеспечивает нам беспроблемную городскую жизнь? На эти вопросы можно было получить ответ, посетив выставку «Комфортная городская среда», которая недавно прошла в Самаре. Выставка ежегодно собирает ведущих экспертов для всестороннего и независимого обсуждения новых разработок и технологий в сфере благоустройства, ЖКХ и комфортной городской среды, демонстрации достижений работы коммунального хозяйства и инновационных разработок, обмена прогрессивными идеями.

   
   

Противогололедная линейка

Одно из ключевых направлений мероприятия – содержание дорог и тротуаров в надлежащем состоянии. В свете грядущей зимы этот вопрос стоит остро, и ответ на него интересует всех – и водителей, и пешеходов.

В выставке со своим стендом принял участие ООО «Уральский завод противогололедных материалов», расположенный в Краснокамске (Пермский край). УЗПМ презентовал на выставке экологичный противогололедный материал «Бионорд». Под этим торговым названием выпускается целая линейка противогололедных средств для различных климатических условий и областей применения: от дорог и мостов до авиа- и железнодорожной отраслей. На сегодняшний день предприятием разработано более 30 различных рецептур с минимальным воздействием на окружающую среду.

Фото: Анна Михайлова.

ГОСТы есть на всё

В рамках выставки состоялся Приволжский семинар по зимнему содержанию дорог: «Законодательное регулирование применения противогололедных материалов. Лучшие технологии зимнего содержания дорог». Эксперты Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, а также сотрудники дорожных предприятий, управляющих компаний и ТСЖ обсудили современные технологии и вопросы по выбору, закупке и применению противогололёдных материалов в соответствии с требованиями национальных стандартов.

Традиционно для борьбы с гололедом использовали техническую соль и песок или их смесь. Это один из самых дешевых способов очистить дороги, но работает этот метод в очень узком температурном диапазоне. После -12 градусов эффективность такой смеси равна нулю. Кроме того, использование технической соли может привести к засаливанию почвы и могут погибнуть газоны и кустарники с неглубокими корнями. Соль очень быстро разрушает бетон, из которого сделана тротуарная плитка. Раскрошившаяся мостовая, которую мы часто видим весной, есть следствие использование соли или пескосоляной смеси зимой. С песком тоже ситуация непростая. Он не растворяется в воде и весной от него надо очищать улицы, иначе при ветре по городу начнут гулять пылевые бури, которые являются одной из причин аллергии.

Фото: администрация Самары

По словам исполнительного директора Национальной организации зимнего содержания дорог Юлии Антоновой, в борьбе со льдом у песка и соли уже давно есть эффективная и безопасная альтернатива.

«Рынок противогололедных реагентов развивается уже более 50 лет. За это время разработаны составы, которые могут эффективно работать в широком диапазоне температур и не наносят какого-либо вреда окружающей среде, т.к. соль скомпенсирована специальными добавками. А жидкие составы для борьбы со льдом на 70% состоят из воды. Их легко наносить на дорогу, для этого не требуется какая-либо специальная техника, зачастую коммунальные службы для распыления таких реагентов используют обычные поливальные машины. Это ускоряет процесс обработки дорог и существенно экономит бюджет – нет необходимости в покупке специальной техники», - говорит Антонова.

   
   

Все современные антигололедные материалы безопасны как для людей и животных, так и для окружающей среды.

«В России существуют классы опасности веществ. Всего их четыре. К первому классу относятся наиболее опасные соединения – яды. Традиционная пескосоляная смесь имеет второй и третий класс опасности. То есть она намного вреднее, чем современные противогололедные материалы, у которых самый низкий, четвертый класс. К тому же песок не только попадает в ливневые канализации и снижает их пропускную способность, приводя к подтоплениям улиц, но к лету превращается в мелкую пыль на дорогах и в воздухе», - говорит Антонова.

Основная задача материалов – разрушить структуру льда и сделать уборку дорог эффективной. По ГОСТу дороги в России зимой должны содержаться в состоянии «черного асфальта», то есть никакого льда и снега на них быть не должно. Современные противогололедные смеси позволяют добиться этого результата. Через 15-20 минут после их нанесения ледяная корка разрушается и дороги можно убирать техникой или вручную, если речь идет об уборке внутридворовых или придомовых территорий. Использовать такие вещества можно до -30 градусов, есть и более морозостойкие смеси, но они относятся к специальным материалам и в нашей климатической зоне практически не используются. Такими современными противогололедными материалами почти 10 лет пользовалась и Самара, - климат в нашем регионе снежный, большая протяженность дорог и справляться с наледью и скользкостью надо быстро, иначе город встанет в одной большой пробке.

Фото: Администрация городского округа Самара

 - В Самаре много лет применялся как твердый, так и еще более эффективный двухфазный «Бионорд», и надо отметить, коммунальные службы справлялись хорошо даже в условиях довольно узких улиц в старой части города. Однако, как и в других городах, были случаи несоблюдения условий применения «Бионорда». Каждым составом, в любом городе нужно не только обрабатывать улицы, но и своевременно сметать остатки льда и снега с тротуаров и проезжей части, не дожидаясь образования луж, а с этим наблюдаются серьезные проблемы ввиду нехватки персонала и техники, - отметил заместитель коммерческого директора ТД «Уральский завод противогололедных материалов» Рудольф Пономарев. – После нанесения ПГМ на дорогу, уже через 2, максимум,4 часа необходимо смести все до черного асфальта.

Миф, и не более

Отдельный блок семинара был посвящен влиянию противогололёдных реагентов на окружающую среду. Способны ли вызвать аллергию? Наносит ли «солёный» снег, точнее, соленая талая вода вред обуви и лапам животных? 

Существует устойчивый миф, что антигололедные смеси опасны для окружающей среды.

«Этот миф связан с тем, что в переходный период - в 90-х годах - на дорогах использовалось всё, что угодно. Каждый регион был волен сыпать на дороги любые смеси, вплоть до отходов производства. Лишь бы не было льда. Но сейчас такой подход к делу давно в прошлом. Существуют жесткие ГОСТЫ на противогололедные материалы, и осуществляется не менее жесткий контроль их качества, в том числе и со стороны общественных организаций. Все компоненты таких материалов сейчас имеют природное происхождение. Например, на нашем предприятии для изготовления реагентов используется выпаренная пищевая соль, а хлориды кальция, которые усиливают действие соли, используются в пищевой промышленности, например, при производстве творога. Так же мы используем антикоррозионные и биофильные добавки, которые снижают негативное воздействие на окружающую среду, снижают засоление почвы», - рассказал Рудольф Пономарев.

Фото: Анна Михайлова.

«Современные противогололёдные реагенты напоминают по своему составу морскую воду, которая не может вызывать ожогов. Неприятные ощущения у животных могут возникнуть в случае, если они на холоде забрели в лужи, и на их лапах есть царапины и другие повреждения — такую реакцию вызывает любая соль, даже пищевая. Именно поэтому гулять с животными, особенно в морозы, рекомендуется в специальной обуви, а после прогулки мыть лапы. Если же обувь для питомца не вариант, то луж и талых вод в зимнее время следует по возможности избегать, а по возвращении домой тщательно промывать лапы мыльной водой комнатной температуры», - добавила руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова.

Так же эксперт пояснила, что реагенты не испаряются, а растворяются, аллергию же на «тающий снег» вызывают некоторые виды грибков, которые живут в прелой листве и почвах и с таянием снега выходят на поверхность.

Что касается влияния реагентов на обувь, заместитель генерального директора по научной работе Инновационного научно-практического центра текстильной и лёгкой промышленности, кандидат технических наук Тамара Назарова рассказала: «Мнение, что кожа обуви и мех портятся только от ПГМ - некорректно, т.к. они, в первую очередь, уязвимы к действию низких температур и влажности, а не солей. Талый снег или вода для некоторых материалов сами по себе уже губительны – например, необработанная замша, угги, некоторые виды дорогой кожи. Крайне важно обувь на зиму выбирать с учетом климатических условий и не забывать про ежедневный обязательный уход. Чтобы обувь была в хорошем состоянии, достаточно её протирать влажной салфеткой после прихода с улицы, сушить при комнатной температуре (ни в коем случае не на батарее!), регулярно смазывать обувным кремом и обрабатывать водоотталкивающими спреями». 

Для частного дома и целого города

Использование современных противогололедных смесей экологично и к тому же позволяет не только эффективно бороться с наледью, но и существенно экономит бюджет: расход в шесть раз меньше, чем традиционных песка и соли, а эффективность на несколько порядков выше. Находят применение противогололедные материалы, произведенные на уральском заводе, не только в таких мегаполисах, как Москва, но и вплоть до одного двора или дачи. Сейчас, в том числе и в Самаре, такие ПГМ используют управляющие компании и ТСЖ многоквартирных домов для уборки придомовых территорий – безопасность позволяет пользоваться ими не только в пешеходных зонах дворов, но и на детских площадках. Приобретают их и владельцы частных домов, благо они есть в продаже, как в строительных магазинах, так и на виртуальных витринах популярных маркетплейсов.

В сентябре-октябре проводят закупки материалов для зимнего содержания дорог и муниципальные заказчики. Скоро мы узнаем, какие самарские районы будут убираться в ногу со временем по новым технологиям, а какие останутся в прошлом.

Фото: Анна Михайлова.

Реклама. ООО «УЗПМ».