Мал да удал. Самарские учёные испытывают новый двигатель для беспилотников

Александра Михова / АиФ

В Самарском университете им. Королёва инженеры приступили к испытаниям компактного газотурбинного двигателя для реактивных беспилотников. Применение такого типа двигателя поможет увеличить скорость и грузоподъемность беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, на его основе можно будет производить перспективные грузовые беспилотники на реактивной тяге.

   
   

Разработку назвали «Колибри» в честь легкой и выносливой птички из отряда стрижеобразных. Испытания продляться около трёх месяцев.

Поднимает грузы в разы больше своего веса

«Колибри» - самый первый и самый маленький в линейке малоразмерных газотурбинных двигателей, разрабатываемых в молодежной лаборатории вуза.

Директор Инжинирингового центра Самарского университета им. Королёва Иван Зубрилин рассказал о главных особенностях разработки. По его словам, малоразмерный газотурбинный двигатель «Колибри» почти как муравей, который может поднять груз намного больше своего веса. Весит он чуть больше 2 кг, длина 30 см, а диаметр чуть меньше 12 см. При этом его максимальная тяга должна составить 220 Н (ньютонов). И что же это даёт на практике? Учёные рассчитали, что оснащенный таким двигателем беспилотник при общем взлетном весе 45 кг в перспективе сможет развивать максимальную скорость 800 км в час при максимальной высоте полета 9 км!

Чтобы двигателю хватило энергии, он может быть оснащён электрогенератором, с помощью которого будет заряжаться аккумуляторная батарея.

«Беспилотник, если его оснастить таким двигателем, будет отличаться не только большой скоростью, но и увеличенной грузоподъемностью. Поэтому «Колибри» в перспективе можно будет использовать и для создания грузовых беспилотников. Такие аппараты могут быть востребованы в удаленных регионах страны, и при необходимости смогут решать логистическую задачу доставки груза в труднодоступные районы при отсутствии наземной транспортной инфраструктуры», - отметил руководитель проекта, сотрудник Инжинирингового центра Антон Полтораднев.

СПРАВКА АиФ
Кроме «Колибри», в университетской лаборатории прорабатываются проекты двигателей «Чайка» и «Орел». Эти двигатели будут превосходить «Колибри» по размеру, тяге, мощности и ряду других характеристик. Более мощные двигатели позволят реализовывать новые перспективные проекты. Например, на основе четырех «Орлов» предполагается создать скоростной грузовой беспилотник с возможностью вертикального взлета и посадки в любую погоду и в любой местности. Разработка сможет доставить в заданную точку груз весом до 110 кг с максимальной скоростью полета 480 км в час.

Летает на авиатопливе

Новый двигатель отличается ещё одним преимуществом: он может работать на керосине, совсем как мини-самолёт.

   
   

По словам разработчиков, энергоёмкость керосина в сравнении с обычными батареями, используемыми на беспилотниках, больше в 40 раз больше, а объемы занимают одинаковые. При этом, чтобы заправить БПЛА керосином, нужно всего несколько минут.

Если же сравнивать разработанный самарцами двигатель с бензиновыми двигателями для беспилотников, то керосин обладает лучшей теплотворной способностью, чем бензин, и при одинаковой массе топлива даёт большую тягу.