Эковоспитание. Проекты КНПЗ учат школьников бережному отношению к природе

Часто под экологической политикой крупного промышленного предприятия мы подразумеваем глобальные инвестиции в масштабные природоохранные проекты, коренную модернизацию процессов, выпуск экологичной продукции...

   
   

Это, бесспорно, важно и первоочерёдно. Однако не стоит забывать, что большое начинается с малого. С малого - то есть с отношения к природе каждого из нас. И воспитать его нужно с детства.
Именно поэтому наряду с важными грандиозными проектами Куйбышевский НПЗ реализует ряд не менее значимых мероприятий по экологическому образованию подрастающего поколения.

Начать с себя

Ежегодно в мире исчезает один или более видов животных и растений. За свою историю человек превратил в пустыню 1 миллиард гектар некогда плодородных земель. Охрана природы и утилизация отходов - острейшие проблемы современного общества, которые необходимо решать, не откладывая.
С таких ошеломляющих фактов начался экоурок в «Роснефть-классе» самарской школы №129. А точнее, не урок, а квиз - от английского quiz - соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на вопросы. Именно такой формат выбрала для общения с восьмиклассниками молодая специалистка Куйбышевского НПЗ лаборант химического анализа Юлия Соколова. Дело в том, что Юля стала победителем кустовой научно-технической конференции НК «Роснефть» 2020 года в секции «Экология» с проектом «Экологическое воспитание подрастающего поколения».

«Я состою в Совете молодых специалистов, - рассказывает Юлия Соколова, - как раз в секторе по работе с «Роснефть-классами». Это значит, что мы активно взаимодействуем со школой, общаемся с ребятами, проводим совместные образовательные, благотворительные и другие мероприятия, выстраиваем отношения ещё до того, как они придут работать в компанию. И мой экологический проект - один из вариантов такого взаимодействия. Я загорелась идеей придумать экологический квиз, который будет интересен пятнадцатилетним подросткам, сможет удержать их внимание, позволит узнать много нового и не оставит равнодушными к проблемам охраны окружающей среды, побудит быть внимательными к природе, начать спасение планеты с малого - с себя».

И хотя название у этого открытого экоурока звучало мудрёно - «Природная среда как средство формирования экологической культуры», - на деле всё выглядело интересно и увлекательно.
Игра состояла из нескольких раундов, в ходе которых ребята должны были не просто ответить на вопросы, но и предложить свои варианты решения как глобальных, так и местных экологических проблем.

Игра - дело серьёзное

«Мне хотелось донести до участников игры мысль о том, что необходимо воспитывать в себе экологически культурную личность, - поясняет Юля. - Не просто кричать и устраивать уличные акции протеста с плакатами, а знать причины экологических проблем и быть заинтересованными в поиске их решения».

Быть экологически культурным - значит, воспитать в себе полезные природосберегающие привычки. Например, отказаться от пластиковых пакетов, собирать и сдавать на переработку использованную бумагу и старые вещи, научиться раздельному сбору мусора, экономить бытовые ресурсы - воду, электричество, газ. Получили ребята и домашнее задание: поразмышлять и предложить свои варианты того, как можно, например, экологично применять или утилизировать использованные одноразовые медицинские маски. Ведь в последние полгода они стали не только приметой времени и даже модным атрибутом, но и возможной причиной новой экологической угрозы.

   
   

«Восьмиклассники - такая аудитория, заинтересовать и удержать внимание которой очень непросто, - улыбается Юлия. - Поэтому при разработке квиз был продумал буквально по минутам, задания подобраны максимально интересные для ребят. Особенно понравилось школьникам трактовать известные мультфильмы, но не с точки зрения привычного сюжета, а с позиции экологов, увидеть в фабуле экологическую проблему. Такое наполовину шуточное задание научило их смотреть на знакомые, привычные вещи с абсолютно новой точки зрения».

Экологически-воспитательный эксперимент удался и показал, что ребята и сами серьёзно относятся к проблемам экологии, стараются относиться к природе бережно, агитируют за это своих родителей, своё окружение. И значит, семена новых знаний попадут на благодатную почву. А экоуроки обязательно продолжатся!