Депутату закон не указ? Компании заподозрили в серийном картеле

Две строительные компании – «Авиакор» и «СЗ Кошелев–Проект Самара» вновь попали в поле зрения областной антимонопольной службы. Компании, принадлежащие депутату Самарской губернской думы Владимиру Кошелеву, заподозрили в «серийном картеле» при выполнении дорожных работ.

   
   

Опять сговорились?

Сути претензий антимонопольное ведомство пока не раскрывает, но поясняет – речь идет об антиконкуретной модели поведения компаний во время участия в торгах по выполнению дорожно-строительных работ. В итоге цена контрактов не снизилась и составила 1,2 млрд. рублей. Сейчас антимонопольщики собрали доказательства картельного сговора. 

«Если картельный сговор на торгах будет доказан, то каждую фирму, участвовавшую в антиконкуретном соглашении, ждет административный штраф в размере до 50% от начальной максимальной цены контракта. Материалы первого антимонопольного дела мы направили в прокуратуру для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности виновных должностных лиц компаний», - отметил начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

Напомним, что в марте этого года Самарское УФАС уже признавало обе компании, а также заказчика – МБУ «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Волжского района» в нарушении «Закона о защите конкуренции». Тогда выяснилось, что обе фирмы подавали заявки на участие в торгах на строительство двух детских садов и двух общеобразовательных школ, которые объявляло МБУ «УГЖХК» Волжского района.

Обе компании при этом использовали компьютер с одним айпи-адресом, и указывали один и тот же юридический адрес. Во время торгов фирмы делали по 1-2 предложений, снижая стоимость контракта на 0,5% от его начальной максимальной стоимости. Таким образом, обе компании выиграли контрактов на сумму 1,3 млрд. рублей. Кроме того выяснилось, что между строительными компаниями и заказчиком - МБУ «УГЖХК» Волжского района существовало антиконкуретное соглашение. Оказалось, что компании мало того, что сами разрабатывали технические задания для его проведения, так и начинали строительство социально-значимых объектов еще до объявления торгов.

«В законе есть исключение: картелем не могут быть компании, входящие в подконтрольную группу лиц. Это вопрос был тщательно исследован Самарским УФАС и ФАС России. Можно сколько угодно говорить, что компании «Авиакор» и «СЗ Кошелев–Проект Самара» входят в одну корпорацию, но на самом деле они не контролируют друг друга и являются юридически независимыми», - поясняет ситуацию Андрей Тенишев.
 

Подстраховывают друг друга?


Владимир Кошелев в настоящее время является председателем комитета по строительству Самарской губернской думы, в «Авиакоре» возглавляет совет директоров, а в «Кошелев –проекте» занимает пост гендиректора. Строитель считает, что претензии УФАС не обоснованны.

   
   

«Я сам с собой не могу организовать картель. Как УФАС в суде будет это объяснять – мне непонятно. Это техническая подстраховка. Иногда к нам справка с ошибками из налоговой службы приходит, иногда компьютер зависнет. Мы идем как группа аффилированных лиц. Одна компания поручается за другую компанию, то есть выдаются перекрестные обязательства», - говорит Владимир Кошелев.

По мнению Кошелева, подобные преследования могут убить какую-либо инвестиционную привлекательность региона, и если давление со стороны УФАС продолжится, то строительная корпорация просто перестанет работать в Самарской области.

«Мы уже сталкивались с доводами картельщиков о том, что мы, по сути, одна компания, но есть четкие юридические критерии, когда группа компаний не является картелем. «Кошелев–проекте» и «Авиакор» под эти критерии не подпадают. Строительный рынок в Самарской области и соседних регионах - высоконкурентный рынок, с большой долей государственного заказа. Побеждать в торгах должен тот, кто предложил лучшие условия и лучшую цену, а не тот, кто умеет договариваться», - считает координатор Бюро расследований ОНФ по ПФО Вадим Нуждин.