Будущее за снами. Зачем спецслужбы мира изучают осознанные сновидения

Евгений Васильев / NCA

Наши учёные начали проводить исследования по прямому контакту с человеком, который находится в состоянии осознанного сновидения. По мнению авторов научной разработки, данное направление открывает доступ к  новым возможностям, которые могут принести пользу людям.

   
   

Мостик между сном и явью

После нашего материала  «Где хранятся ключи от сознания», опубликованного в №46 от 17.11.2021 года, в России  продолжились научные исследования осознанных сновидений. Руководит исследованиями сотрудник лаборатории нейробиологии сна и бодрствования Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН (ИВНДиНФ РАН) Татьяна Блохина.

В ходе исследования в лаборатории планируют развивать методику двусторонней коммуникации со спящим человеком. По мнению Татьяны Блохиной, это своеобразный мостик между сном и бодрствованием, а также возможность напрямую поговорить со спящим человеком, задать ему вопрос и получить ответ.

«Показатели объективности состояния осознанного сновидения фиксируются при двух условиях.  Во-первых, нужно зафиксировать состояние сна. Обычно это делается с помощью полисомнографии. Во-вторых, для подтверждения осознанности принято подавать заранее условленные сигналы. На данный момент чаще всего используется движение глазами «лево-право-лево-право». Субъективные впечатления спящего без подтверждённого сигнала глазами недостаточны для признания сна осознанным в рамках научного исследования», - отмечает учёная.

Согласно гипотезе исследователя осознанных сновидений Дениса Банченко, со спящим человеком также можно установить и речевой контакт. У учёных уже есть инструменты, с помощью которых возможно это сделать. Руководитель Neuro Intelligent Decision Support - NeuroIDSS Дмитрий Сухоручкин по заказу Банченко создал прибор для проверки гипотезы. С помощью устройства у спящего человека можно считать сигналы с мышц лица и шеи и преобразовать их в звуковые волны.

Татьяна Блохина отмечает, что пока успешный диалог со спящими был установлен и подтвержден с помощью сигналов глазами или дыханием, потому использование речевого аппарата еще предстоит протестировать в лабораторных условиях. Кроме того, эффективность диалога со спящим на данный момент достаточно низкая. «Мы работаем над улучшением методологии. И в том числе будем проверять гипотезы, техники и подходы для работы с осознанными сновидениями, которые развивает Денис Банченко», - сообщила Татьяна Блохина.

Квантовая революция во сне?

Как пояснила Татьяна Блохина, осознанные сновидения - относительно редкое явление. Хотя многие испытывали это состояние хотя бы раз в жизни, добиться регулярности довольно сложно.

   
   

«Этот навык можно тренировать и поддерживать. Но этим занимаются немногие, потому мы вряд ли в ближайшем будущем подойдём к тому, что осознанные сновидения станут распространённой общей практикой», - отмечает учёная.

По мнению Татьяны Блохиной, с практической точки зрения осознанные сновидения уже сейчас помогают лечить ночные кошмары у людей. Также их используют в практике психотерапии, например работы с психическими травмами и посттравматическими расстройствами. Есть разработки для улучшения физического состояния и обучения во сне.

Однако у Дениса Банченко более широкий взгляд на осознанные сновидения. Ведь неспроста их изучают на государственном уровне в ряде развитых стран. Лидируют Франция, США, Южная Корея, есть участие и России, как государственное, так и частное.

«Почему эта тема представляет интерес? Потому, что в фазе парадоксального сна возможно просчитывание разных вариантов развития событий и вероятностей, поэтому человек может быстро решать даже очень сложные задачи. И это может касаться как обычных житейских ситуаций, так и решения творческих задач или сложных проблем. Перспективы огромные. Например, можно быстро взломать любой криптографический шифр», - рассказывает исследователь. По мнению Дениса Банченко, это приведёт к колоссальным изменениям, и произойдут они во всех сферах: в религии, в финансах, в науке и политике.