В комплексную подготовку подвижного состава транспортных предприятий к выходу на линии по-прежнему включены процедуры усиленной санобработки. Например, для задействованного на маршрутах транспорта муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» обработка организуется не менее трех раз в течение суток.
Чистота - залог безопасности
Главная задача - сделать все возможное, чтобы противостоять распространению коронавируса и максимально защитить пассажиров от заражения сезонными вирусными инфекциями - ОРВИ и гриппом. По поручению городских властей качество и соблюдение регламента таких работ остается в зоне особого контроля. Обеззараживание хлорсодержащими препаратами будет продолжаться до снятия режима повышенной готовности.
Душ для метро
В депо самарского метрополитена работа по мойке и дезинфекции также ведется непрерывно с начала пандемии. Сотрудники предприятия в несколько смен наводят чистоту в вагонах. Наружная санобработка подвижного состава проводится каждые 3 дня. Процедура состоит из трех этапов. Сначала весь состав, состоящий из 4 вагонов, попадает под мыльный душ. Затем «шампунь» удаляется с корпуса вагонов чистой водой - процедура проходит в автоматической мойке, оснащенной щетками.
После труднодоступные места тщательно отмывают вручную. Ручной труд незаменим и при внутренней обработке вагонов. В парке самарского метрополитена их 50, 32 ежедневно курсируют на линии. Составы дезинфицируются постоянно. Во время пандемии растворы, которыми они обрабатываются, стали более концентрированными. Мойщик-уборщик подвижного состава Олеся Савельева рассказала, что уже привыкла к запаху моющих средств. Девушка работает в метро третий год.
«В первую очередь мы протираем сиденья, поручни, стекла, подоконники, стены. Обязательно орошаем дезинфицирующими средствами даже потолки и, конечно, моем полы. Все контактные поверхности тщательно дезинфицируются. Чтобы обработать один состав, уходит примерно 2,5 часа», - рассказывает сотрудница метрополитена.
Начальник депо «Кировское» муниципального предприятия «Самарский метрополитен» Дмитрий Андреев отмечает, что влажная уборка подвижного состава производится строго по графику. «Обработка вагонов происходит при каждом заходе подвижного состава в электродепо. Уборка выполняется с применением средств дезинфекции, сертифицированных и одобренных Роспотребнадзором. Только после обработки состав выходит на линию, - отмечает Дмитрий Андреев. - Применяются такие препараты, как «Хлорамин Б» и «Сульфохлорантин Д». Заместитель директора муниципального предприятия «Самарский метрополитен» Олег Яхин поясняет: чтобы предупредить распространение коронавирусной инфекции, ОРЗ и ОРВИ, каждые 2 часа все контактные поверхности на десяти станциях «подземки» обрабатываются дезинфицирующими средствами.
Особое внимание уделяется дверям, ручкам, турникетным зонам и валидаторам, кассовым залам, в которых на минувшей неделе установили новые емкости с санитайзерами. Также протираются поручни эскалаторов и скамейки на платформах ожидания поездов. Усилено следят за чистотой в салонах на других линиях общественного транспорта. В Самаре ежедневно только в трамваях и троллейбусах перевозят до 230 тысяч человек в день.
Поэтому в тщательной обработке нуждается всё, с чем соприкасаются пассажиры. Например, в трамвайно-троллейбусном управлении в ночную смену или ранним утром, до выхода на маршруты, бригады мойщиков-уборщиков справляются с основным объёмом работ, отвечая за основательную санобработку. А в течение рабочего дня подержанием чистоты в салонах занимаются кондукторы - они протирают поверхности. С марта этого года в их дополнительные обязанности вошла санобработка. Персонал относится к необходимости оказания помощи с пониманием. К участию в дезинфекции на добровольной основе привлекаются сотрудники и других непрофильных служб муниципального предприятия.
«В «ТТУ» мойкой и дезинфекцией охвачен весь подвижной состав, отправляющийся в рейс каждый день - это порядка 300 трамваев и 120 троллейбусов. Также мы возобновили практику проведения дополнительных инструктажей - и для тех, кто задействован в санобработке - а это 75 мойщиков-уборщиков, и для тех, кто выходит на маршруты. Все они должны неукоснительно соблюдать требования, предусмотренные с учетом осложнившейся эпидемиологической обстановки», - отметил директор МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» Михаил Ефремов. Для дезинфекции парка постоянно пополняются запасы «Хлорамина Б» - одного из препаратов, одобренных к применению Роспотребнадзором. Средство закупают с таким расчетом, чтобы его хватило на два-три месяца вперед.
С заботой об окружающих
Все предприятия-перевозчики следят за соблюдением противоэпидемических мер и дисциплиной сотрудников. Каждое утро начинается для персонала с инструктажа о необходимости быть примером для пассажиров и использовать средства индивидуальной защиты.
Кроме того, на транспортных предприятиях внимательно следят за самочувствием сотрудников. «Всем работникам метрополитена в начале рабочего дня измеряют температуру дистанционными термометрами. Если она выше нормы, сотрудники не допускаются к смене, а направляются домой с рекомендацией немедленно обратиться к врачу. Но таких случаев у нас пока не было. Те, кто чувствуют себя плохо, сразу остаются дома», - говорит заместитель директора самарского метрополитена Олег Яхин.
Все сотрудники используют средства индивидуальной защиты - перчатки и маски, которые закупают предприятия. Сотрудникам созданы все условия для соблюдения ограничительных мер. Так, в «ТТУ» за период пандемии коронавируса маски (одноразовые и многоразовые) были закуплены в количестве более 20 тысяч штук, перчаток приобрели почти 25 тысяч пар. Все это регулярно раздают, прежде всего, водителям и кондукторам.
«Если в ходе проверочных рейдов или при поступлении информации от пассажиров - по «горячей линии» или через социальные сети выявляется, что наш сотрудник находится без средств индивидуальной защиты на рабочем месте, назначается служебная проверка и он привлекается к дисциплинарной ответственности. В любом случае в рейсах ни при каких обстоятельствах нельзя пренебрегать средствами защиты органов дыхания. Исключение - если кабина водителя отделена от пассажирского салона, то есть застеклена. Кроме того, персонал на линиях напоминает пассажирам о необходимости пользоваться масками в транспорте. Ведётся аудиоинформирование. Также в салонах размещены информационные листовки. Если пассажир входит в транспорт без маски и отказывается ее надевать, ему придется покинуть автобус, иначе транспортное средство не отъедет от остановки», - отмечает Анна Замыцкая - пресс-секретарь компании «Самара Авто Газ», выполняющей перевозки по муниципальному заказу и муниципальным маршрутам.
Пассажир, возьми с собой маску
Увы, пока хватает случаев, когда пассажиры отказываются надевать маску. Для контроля за соблюдением масочного режима в утренние и вечерние часы пик, а также в межпиковое время на линиях работают рейдовые бригады. Их количество по поручению главы г.о. Самара Елены Лапушкиной в конце сентября было увеличено втрое. Это необходимо, чтобы охватить проверками максимальное количество подвижного состава всех видов транспорта - трамваев, троллейбусов, метро, автобусов, а также коммерческого транспорта - маршрутных такси. В составе бригад - представители профильных городских департаментов, предприятий-перевозчиков, а также дежурные штаба Добровольной народной дружины и полицейские, которые подключились к выездным проверкам с 1 октября.
В метро на каждой станции работают сотрудники службы транспортной безопасности - предприятия и отдела полиции на метрополитене. Они отслеживают, чтобы на территорию метрополитена не проходили люди без средств индивидуальной защиты. И если раньше «заслон» «антимасочникам» ставили у турникетной зоны, то теперь контроль начинается от входных дверей и далее - у кассовых залов. Также проверки организуются в вагонах - средства защиты органов дыхания до выхода из метро снимать пассажирам нельзя. С начала октября в отношении пассажиров без средств защиты составлено 49 протокола (по состоянию на 2.11.2020) в рамках статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Эта статья предусматривает для граждан штраф до 30 тысяч рублей. Если же такое правонарушение совершено повторно, предусмотрено наложение штрафа в размере до 50 тысяч рублей. Только за октябрь наземный транспорт покинули свыше 300 пассажиров, не желающих использовать средства индивидуальной защиты, а к поездкам в метро не допущено 1659 человек. Но чаще всего люди с пониманием относятся к просьбе сотрудников общественного транспорта надеть маску.
«Мы действительно видим результат. Большая часть пассажиров безукоризненно соблюдает установленные требования, и только отдельные нарушители, которые по каким-то причинам отказываются надеть маску, привлекаются к административной ответственности. Протоколы оформляются в тех случаях, когда у пассажиров не имеется масок или люди в категоричной форме не желают использовать средства защиты даже после замечаний контролирующих бригад. Бывает и так, что при появлении проверяющих пассажир маску надел, а потом опять снял, как только контролеры отвернулись или направились к выходу из салона транспортного средства. К таким «манипуляциям» мы тоже относимся внимательно и при необходимости возвращаемся к нарушителю, после чего его поездка неминуемо заканчивается составлением протокола», - рассказал заместитель руководителя департамента транспорта администрации г.о. Самара Юрий Тапилин.
Административные материалы направляются служителям Фемиды, ведь именно судами будут выноситься вердикты относительно того, какое наказание должен понести каждый нарушитель.
«Прежде чем начнутся судебные разбирательства, нужно соблюсти все процедуры, в частности, направить по почте уведомления всем нарушителям, в отношении которых были оформлены административные материалы. Сейчас протоколы составляются сотрудниками полиции на месте, нарушитель уведомляется сразу, что позволит сократить сроки административного производства. Первые дела, которые мы инициировали несколько недель назад, уже находятся в суде. В ближайшее время будут назначены даты их рассмотрения», - подчеркнул Юрий Тапилин.