А вдруг не патриоты? Депутаты хотят «убить» семейную форму образования?

30 января 2023 года в Самарской губернской думе комитет по образованию и науке провел круглый стол на тему «Получение общего образования в семейной форме: вопросы и проблемы». В нем участвовали представители министерства и департаментов образования, уполномоченных по правам человек и ребенка, депутаты, директора школ и юристы губдумы. Главных участников этого процесса - родителей, которые дают своим детям образование по этой форме, на него не позвали.

   
   

Дети бегут из школ?

Почему депутаты и чиновники вдруг озаботились семейным образованием в своем тг-канале объяснила председатель комитета, директор гимназии № 3 Светлана Ильина. По ее словам,  в 2012 году на федеральном уровне приняли закон «Об образовании», в котором появилась новая форма обучения - «семейное образование». 

По мнению депутата, оно задумывалось для тех детей, которые имели особые потребности: вундеркинды, спортсмены, дети с проблемами со здоровьем и для семей, часто меняющих место жительство. Но спрос на такую форму обучения оказался огромным и многие российские семьи решили воспользоваться своим конституционным правом. И популярность этой формы обучения растет год от года. Об этом говорят и цифры, приведенные на «круглом столе» в Самарской Губдуме.

Так, в регионе в 2019 году такую форму обучения выбрали 295 детей, в 2020 году - 561 ребенок, в 2021 году - 810 человек, а в 2022 году - 984 школьника. В настоящее время в регионе 1464 школьника учатся на семейной форме. Интересна и динамика выбора учебного заведения.

Напомним, что при этой форме учащийся для получения промежуточной и итоговой аттестации может быть прикреплен к любой школе, в том числе и за пределами региона. Поэтому в 2019 - 2020 годах 743 человека выбрали школу по месту жительства, 116 - в других регионах, в 2020-21 - 865 школьников аттестовались по месту жительства, 143- в других регионах.

В 2021 -2022 годах - 746 школьников оценивали свои знания по месту жительства, 364- в других регионах. В этом учебном году 1052 - детей выбрали школы по месту жительства, 412- в других областях. Привело министерство образования и такие данные: на промежуточную (итоговую аттестацию) на 1 ребенка в школе городов выделяют 8897 рублей, в сельской местности - 11 240 рублей. Объем средств, выделенных на 2022 - 2023 годы 20 250 тыс. рублей.

Не подконтрольные «семейники»

И вот, через 10 лет чиновники и депутаты посчитали - в этой форме обучения есть серьезные противоречия. Первый довод - школьник, которому нужно сдать всего три предмета на ЕГЭ для поступления в вуз, может уйти на семейное обучение и готовиться активно с репетиторами только по трем предметам, которые ему нужны, хотя бесплатное общее образование - комплекс предметов. 

   
   

Также участников круглого стола интересовало, - кто и при каких обстоятельствах имеет право воспользоваться семейной формой обучения, как часто должна проводиться промежуточная аттестация и кто составляет к ней контрольно - измерительные материалы для нее, есть ли у семейников учебники, ведь официально ребенок отчисляется из школы, что делать, если ребенок не прошел аттестацию или не сдал ОГЭ?

По данным Светланы Ильиной, в 2021 -2022 учебном году в Самарской области из более 1400 детей на семейном обучении 261 ребенок не сдал промежуточную аттестацию. Правда, депутат не уточнила, сдали ли эти дети аттестацию на неудовлетворительную оценку, или это были учащиеся 1-8 классов, которые воспользовались правом ее не сдавать.

«А как быть с вопросом патриотического воспитания и формирования системы ценностей? В школе вся система и обучения, и воспитания выстроена четко, целостно, а дома? Не всегда. И не у всех. Одно дело, когда на семейное образование уходят дети из благополучных семей. А как быть с теми, кто живет в семьях с низкой социальной ответственностью, в неблагополучных условиях? Родители забирают ребенка на семейное обучение, чтобы уйти из-под контроля школы, репетиторов обеспечить не могут, и ребенок останется совсем без образования. А еще есть секты... Должны ли мы, взрослые, спокойно смотреть на то, как из детей лепят сектантов? Есть родители, которые отказываются обучать детей в массовой школе и уходят на семейное обучение по религиозным соображениям. Или по национальным. Получается, в этом случае нарушаются права детей на образование?», - интересуется Светлана Ильина.

Чиновники примут меры?

О том, какие рекомендации приняли участники «круглого стола»  на своей странице рассказала депутат Самарской губернской думы Марина Ерина. Думскому комитету предложили рассмотреть вопросы о возможности обратиться в законодательные органы регионов (думы и заксобрания) Приволжского федерального округа и поинтересоваться, нужно ли в дальнейшем обращаться в Госдуму РФ, чтобы закрепить в федеральном законе «Об образовании» закрытый перечень оснований, по которым дети могут переходить на семейную форму обучения. Также необходимо подумать о том, чтобы в федеральном законе прописать ответственность родителей за некачественное образование при этой форме обучения, а также разрешить комиссиям по делам несовершеннолетних ходатайствовать о возвращении детей в школы. Что же касается промежуточной аттестации, то необходимо, чтобы на федеральном уровне была обязанность проходить ее не реже раза в год.

А вот чиновникам министерства образования и науки предложили подумать о создании информационной базы детей, которые находятся на семейном обучении, чтобы к ней имели доступ школы и структуры управления образованием и мониторить, сколько родителей хотят обучать детей на семейном образовании. Школам рекомендовали «проводить профилактические работу с родителями и обучающимися (при необходимости с привлечением служб системы профилактики) до принятия родителями решения о переходе на семейную форму обучения и выбора образовательного учреждения для прохождения промежуточной аттестации». Отметим, что аналогичные вопросы в январе 2023 года поднимали депутаты Заксобрания Севастополя.

Чему нас учит семья и школа?

Ожидаемо, что родители - сторонники семейного образования, почувствовали определенную угрозу и вмешательство в дела семьи со стороны чиновников и депутатов. Особенно родителей задели фразы про сектантов, семьи с низкой социальной ответственностью, и проблема воспитания патриотизма. Они тут же припомнили, как на «Разговорах о важном» школьникам показывали видеообращение певца Егора Крида.

«Егор Крид отлично вписывается в целостную патриотическую систему школьного воспитания! Это с помощью видео с Кридом патриотизм вы воспитываете и формируете систему ценностей у детей? Или в школах, где физрук ведёт физику и биологию по причине отсутствия учителей вы даёте детям комплексное образование?», - спрашивают родители.

И главный вопрос - почему предлагается ввести ответственность родителей за некачественное образование на семейном обучении, но кто несет ответственность за него же в учебном заведении?

«Для начала введите ответственность руководителей всех уровней за организацию и осуществление некачественного образования, за бездействие при отсутствии преподавателей по предметам в школах, за отвратительное питание в учебных заведениях. Почему многие школьники плохо читают, не знают таблицу умножения и не знают элементарных правил русского языка? При этом на каждого ученика в школе выделяются средства из бюджета, а на ребёнка на семейном образовании родители эти деньги не получают, а учат за свой счёт», - напоминают родители.

Родители объясняют - решение забрать своих детей из школы они приняли не случайно. Во-первых, их беспокоит деградация образования. Дети не всегда понимают учебный материал, поэтому с ними приходится заниматься дополнительно или родителям, или за деньги репетиторам, и все равно многие с трудом сдают ОГЭ и ЕГЭ.

Во-вторых, часть школьников столкнулись с буллингом со стороны сверстников и педагогов. В-третьих, родители практически перестали быть полноправными участниками образовательного процесса, - чтобы зайти в школу, необходимо преодолеть множество барьеров. Еще один важный момент, на которые указывают родители - это меняющиеся ФГОСы, постоянные регистрации на различных образовательных платформах, и цифровизация, поскольку дети проводят большую часть времени в гаджетах и компьютерах. При этом родители подчеркивают, - если в системе образования прислушаются к их доводам и ситуация в учебных заведениях изменится к лучшему, то многие дети всегда готовы вернуться в школы.