В Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, старейшем вузе Самары, готовят педагогов-профессионалов с незапамятных времен. О том, насколько востребованы учителя в современном мире, мы поговорили с ректором академии Олегом Мочаловым, доктором исторических наук, доцентом.
Работа на селе – дело прибыльное
АиФ-Самара: Олег Дмитриевич, в должности ректора вы работаете уже год. Каким он стал для вас?
Олег Мочалов: Прежде всего насыщенным и динамичным, ведь мне пришлось работать в новой должности в академии, включающей множество факультетов и подразделений. Управлять таким огромным механизмом - непростая задача, но чем сложнее, тем интереснее. К сожалению, всё меньше времени остаётся на научные труды, однако это не означает, что из науки я ушёл.
- В последние годы много говорилось о том, что всё меньше молодых людей хотят идти работать в школы. Можно ли сейчас говорить о возрождении профессии учителя?
- Время сейчас непростое, но во все времена задача учителя - не только дать знания по своему предмету, но и воспитать, научить морально-нравственным ценностям. Поэтому и профессия учителя должна быть престижной, уважаемой. Меры к этому принимает и областное правительство, и министерство науки и образования области. Выросла зарплата школьного учителя, молодых специалистов привлекают в село.
Так, выпускники педагогических специальностей могут заключить договор с министерством образования и науки о гарантированном трудоустройстве в течение трёх лет с выплатой на обустройство от 160 до 350 тыс. руб. Сумма зависит от удалённости района, в который едет работать молодой специалист. В этом году в сёла уехали более 60 наших выпускников. Для тех молодых учителей, которые остались работать в Самаре, также предусмотрены денежные выплаты: они получают ежемесячную прибавку к зарплате. Конечно, и сейчас не все выпускники академии, получившие диплом учителя, идут работать по специальности. Но мы можем говорить о том, что престиж профессии учителя возрастает.
Студентов стало больше
- Цифры приёма на педагогические специальности - тоже неплохой показатель интереса к карьере педагога. Много ли студентов принимает ваш вуз ежегодно?
- В 2014 г. к нам поступили более 1700 студентов (для сравнения: в 2013 г. их было около 1500 человек). Кроме того, в 2014 г. подрос и средний балл. В целом по вузу при поступлении на очную форму обучения на бюджетные места он составил 65,3 балла, хотя в прошлом равнялся 63,5. Средний конкурс в этом году составил 7,4 заявления на место, что тоже больше показателей прошлого года – тогда конкурс составлял 6,6 чел. на место. Но дело даже не в общих цифрах приёма, а в том, что всё больше молодых людей выбирают педагогические специальности. Так, в этом году 81% принятых на бакалавриат и специалитет студентов будут обучаться на направлении «Образование и педагогика».
При этом 66% из них после окончания вуза станут учителями-предметниками. Нужно отметить, что при поступлении именно на это направление подготовки был самый высокий конкурс (9,7 заявления на место), а также самый высокий средний балл (более 70) у зачисленных.
- Задача вашего вуза подготовка педагогов. Значит ли это, что научные изыскания для преподавательского состава стоят на втором месте?
- Ничего подобного. Наука в нашем вузе активно развивается, и я могу привести немало примеров в подтверждение. Так, в этом году на базе ПГСГА Российская академия образования открыла экспериментальную площадку «Разработка технологии подготовки будущего педагога дошкольного и начального образования». Впервые в истории академии под руководством доктора филологических наук, профессора Елены Иванян создан виртуальный музей самарской лингвистики. Татьяна Баженова, кандидат филологических наук, доцент , представила в диалектический подкорпус Национального корпуса русского языка 6300 слов, и её работу высоко оцени ли в Институте русского языка РАН.
Интерес научного сообщества вызвала регистрация патента кандидата исторических наук, доцента Павла Ккзнецова «Способы определения загрязнения почвы химическими элементами», разработавшего методику использования данных археологии для мониторинга состояния почвы. Кроме того, наши педагоги издают и новые учебники, среди которых «Методика решения уравнений математической физики» Камиля Сабитова и «Гидроботаника» Веры Соловьевой и Александра Лапирова.
Наконец, в прошлом году академия выиграла торги на проведение раскопок на Хлебной площади. Это первые археологические раскопки на территории города. Археологи академии совместно с коллегами из Самарского государственного университета сделали уникальную находку – крепость начала XVIII в., построенную по приказу Петра I. Общежитию - быть!
- Какие цели вы ставите перед собой на ближайшие три года?
- Наша ближайшая задача - пройти общественную аккредитацию программ «Педагогическое образование». Далее мы будем увеличивать число диссертационных советов в вузе и рассчитываем увеличить доходы от науки благодаря хоздоговорам и грантам, которые завоёвывают преподаватели. Что касается долгосрочной перспективы, мы будем реализовывать программу модернизации имущественного комплекса, у которой есть поддержка губернатора и потенциальных инвесторов: рассматривается возможность строительства двадцатиэтажного корпуса, общежития гостиннечного типа физкультурно-оздоровительного комплекса на территории студенческого городка. Кстати, активная стройка идёт на территории вуза уже сейчас. Так, в ПГСГА уже работает новая спортплощадка и будет строиться бассейн по федеральной программе «500 бассейнов».
Пока не сдан в эксплуатацию учебный корпус на ул. Л. Толстого, но строительные работы в нём, по большому счёту, завершены, и мы надеемся, что скоро и в нём закипит студенческая жизнь. Ну и нельзя не сказать о недостроенном общежитии на территории студенческого городка. Сейчас дело сдвинулось с мёртвой точки: мы нашли средства на подготовку проекта. Так что мы надеемся, что скоро начнём строительство и этого важнейшего объекта.
Смотрите также:
- В Самаре отметят юбилей факультета, выпустившего не одно поколение ученых →
- В Самаре начинают работу курсы подготовки к ЕГЭ →
- Мне учиться не "в лом" →