От фантастики к реальности. В Самаре создан подводный беспилотник

Различные виды подводных роботов давно исследуют море. Для их движения и маневрирования используют винтовые или водомётные двигательные установки, которые нуждаются в суднах поддержки и аккумуляторных батареях. Содержание таких аппаратов недешево.​

Справка

Длина аппарата «МАКО» – 2 м

Размах крыльев 1.3 м

Масса – 50 кг, масса полезного груза – 5 кг

Скорость – 0,5 м/с

Глубина погружения – до 1 км

   
   

Однако самарские ученые разработали аппарат, который лишен всех недостатков традиционной подводной техники. За основу взята идея подводного планера, который называется глайдер. Глайдер «МАКО» и волновой глайдер «ФУГУ» созданы на кафедре «Информационно-измерительная техника» Самарского государственного технического университета и пока не имеют аналогов в РФ.

Разработка самарцев вполне может быть интересна для Военно-морского флота России с учетом того, что ВМФ планирует поставить первые подводные беспилотники на вооружение уже к 2017 году. На разработку аппаратов выделяется 161,7 млн рублей.

Интерес военных к разработкам самарских учёных объясняется просто: «МАКО» можно использовать для мониторинга океанической обстановки – определения местонахождения проходящих судов, подводных лодок, а также для исследования самих вод – солёности воды, её температуры, прозрачности, скорости течений, звуков на различных глубинах.

Глайдер очень сильно похож на боевую торпеду. Фото: АиФ

Для обеспечения безопасности водных границ может потребоваться множество подобных беспилотников. И не исключено, что именно самарские модели здесь пригодятся.

Самарский глайдер рассчитан на автономную работу. Фото: АиФ

– При стоимости американских образцов около 100 тысяч долларов наш аппарат дешевле, – уверяет один из создателей подводного робота, профессор кафедры «Информационно-измерительная техника» Евгений Татаренко. – К тому же мы считаем, что подобные аппараты должны быть «разовыми». Тогда не потребуется подзаряжать батареи, поднимать, ремонтировать, очищать глайдеры от водорослей, ракушек. После выполнения миссии разведчик самоуничтожается.

Мнение

Алексей Данилин, военный инженер:

- Военные называют мину универсальным солдатом. Ее производят на предприятие, доставляют до позиций и устанавливают. После чего мина всегда готова к бою, всегда на позиции, она не паникует, ее нельзя запугать или подкупить, ее не надо кормить, одевать и лечить. Данное устройство фактически та же мина. Только функционал ее очень широк. Эти аппараты бесшумны, так как у них нет винтов. Их не нужно обслуживать и не нужно ими управлять. Представьте себе, если таких аппаратов будет произведено тысяч сто, возможности военных существенно возрастут, а обороноспособность страны существенно увеличится.

   
   

Как это работает

Внешне глайдер «МАКО», получивший имя одного из самых агрессивных видов акул, напоминает торпеду с крыльями. У него нет винтов, для его перемещения используется иной принцип: планер регулирует собственную плавучесть почти так, как это делают рыбы, изменяя объём полимерного «плавательного пузыря», куда из специального баллона закачивается масло.

Глайдер способен собирать ценные свединия о морских глубинах. Фото: АиФ

Аппарат, как рыба, может уменьшать или увеличивать свою плавучесть. Когда глайдер становится более тяжелым, он несколько часов свободно скользит вниз. Затем автоматика делает его более легким, и он начинает всплывать к поверхности воды. За один цикл беспилотник проходит по горизонтали около 5 км, это среднее расстояние между станциями московского метро.

Система управления подводного робота позволяет ориентироваться под водой, избегая столкновений с рифами и другими препятствиями. За час аппарат преодолевает около 2 километров. Самарский глайдер способен работать в автономном режиме несколько месяцев.

Терминатор на дне

Поставить производство подводных роботов на поток самарским учёным вполне по силам – в Политехе создана база для ведения работ по этому направлению.

Тема подводных планирующих зондов разрабатывается в содружестве с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом, Самарским государственным аэрокосмическим университетом, ЗАО «НПП «ОКЕАНОС» и другими организациями.

Спустить глайдер на воду может и один человек. Фото: АиФ

Задача разработчиков – создание наиболее технологичного образца при использовании современных отечественных электронных компонентов и новейших композитных материалов.

Сверхзадача, стоящая перед самарскими и питерскими учёными, – достижение интеллектуального уровня поведения подводного робота, при котором каждая часть системы, зная своё целевое назначение, способна выполнить миссию даже при деградации других элементов системы. Другими словами, автономный аппарат в конечном итоге должен стать «терминатором» – роботом, готовым принимать решения, перепрограммироваться и переконфигурироваться самостоятельно для решения поставленной перед ним задачи.

Аппарат может выполнять исследовательские и военные задачи. Фото: АиФ

Исследовательскую энергию автономных необитаемых аппаратов можно направить и в «мирное русло». Они могут быть использованы для решения научных и прикладных задач, связанных с освоением Мирового океана, прогнозированием климата, экологическим мониторингом подводной обстановки вокруг нефтяных платформ, контролем биоресурсов, изучением месторождений полезных ископаемых, а также в качестве средств контроля и оповещения в чрезвычайных ситуациях.

Всего двадцать лет назад американский океанограф Генри Стоммель в своём фантастическом рассказе описал целые флотилии, состоящие из глайдеров, патрулирующих моря и океаны, собирая научные данные. Проект самарских учёных доказывает, что от научной фантастики до научного достижения – один шаг.