«Чайники» на дорогах. Неопытные водители провоцируют серьезные ДТП

   
   

Недавно в Самаре произошло громкое дорожно-транспортное происшествие. Девушка-водитель автомобиля «Лифан», не справившись с управлением, выехала на «встречку» и столкнулась с «Тойотой Лэнд Крузер». Пассажиры «Тойоты» не пострадали, а 27-летняя автолюбительница и её 24-летняя пассажирка были доставлены в больницу в тяжелом состоянии. История облетела весь интернет - юная автомобилистка получила права за четыре дня до аварии.

С каждым годом желающих получить права всё больше. По данным УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, количество автолюбителей растёт из года в год. В 2011 году на дорогах появилось 37999 начинающих водителей. В 2012 году этот показатель вырос почти на 20%, а в 2013-м достиг рекорда за последние десять лет. Пропорционально этим цифрам растёт и количество ДТП с участием новичков.  
В чём же причина? В ГИБДД считают, что качество подготовки в автошколах - неудовлетворительное. Лишь 13% самарских автолюбителей сдают экзамен с первой попытки. Ещё 25-30% сдают со второго раза.

«Существующие сегодня программы обучения в автошколах содержат минимальный объём требований к образовательному процессу, который не отвечает современной организации и интенсивности дорожного движения», - рассказали в пресс-службе УГИБДД.

С этим согласна начинающая автолюбительница Елена Рыжакова. «У инструктора в автошколе была чёткая задача: «натаскать» меня перед экзаменом. Поэтому мы очень мало ездили по городу - изучали только те участки Самары, где проходит сдача на права. В результате я за рулём уже год, но до сих пор боюсь нестандартных ситуаций на дороге и не всегда понимаю, как себя вести: в какой ряд вставать, кто кого должен пропустить», - рассказывает девушка.

А некоторые автолюбители добавляют, что и учиться-то не всегда обязательно.

«Мне предлагали купить права за 30 тыс. руб. Рулить, мол, пусть научит кто-нибудь из друзей, - вспоминает самарский водитель Сергей Иванов. - Решил поступить честно, пошёл в автошколу. За обучение отдал около 20 тыс., ещё семь пришлось заплатить, чтобы сдать экзамен «город». Пока не заплатил, пять раз подряд заваливали. И видеокамеры тут не панацея: если инспектор захочет, он будет «гонять» тебя до тех пор, пока не наделаешь ошибок. Заплатил - проехал по кольцу, и хватит. Так и получается: что учился, что не учился - сумма одинаковая».

   
   

Обучение подорожает

Проблема подготовки молодых автолюбителей вышла на федеральный уровень. В 2013 году были приняты поправки к Закону «О безопасности дорожного движения», меняющие принципы обучения и систему приёма экзаменов. Закон исключил норму о допуске к экзаменам после самостоятельной подготовки, а также ввёл ряд категорий и подкатегорий транспортных средств.

Сейчас идёт разработка и утверждение новых программ обучения молодых водителей. Вводится 16 категорий и подкатегорий, в том числе «М» - скутеры, мопеды; «А1» - лёгкие мотоциклы; «В1» - квадроциклы; «С1» - грузовики грузоподъемностью до 7,5 тонны; «D1» - автобусы пассажировместимостью до 16 мест и др. Автомобилисты получат право обучаться на автомобилях с автоматической коробкой передач, но и водить впоследствии смогут только автомобиль с АКПП. Увеличится количество часов вождения, а в теоретическую подготовку включат дополнительные аспекты: медпомощь, психология, устройство автомобиля.

«Этот закон, по моему мнению, не нужен. Для подготовки 50 часов вождения вполне достаточно. Знать устройство автомобиля - на дороге не пригодится: никто из нас в иномарку не полезет, ведь они, как правило, на гарантии. Медпомощь - вопрос тоже спорный: можно помочь, а можно и навредить человеку, - рассуждает Елена Кирюхина, директор кинельского спортивно-технического клуба РОСТО, где готовят юных автомобилистов. - В самой автошколе придётся многое изменить. Например, вводят новые требования к автодрому - он должен быть не меньше одного гектара. У нас большой и хороший автодром, но до этого размера он немного не дотягивает. Следствие нововведений одно - срок обучения увеличится, а само оно подорожает. Научиться хорошо водить мы всё равно не заставим человека, если он сам этого не хочет. Кто хочет купить права, так и будет покупать. Тут проблема в другом: общая хамская ситуация на дорогах. «Не снаглеешь - не проедешь» - так рассуждают современные водители. И новичкам ничего не остаётся, кроме как подражать остальным автолюбителям».

Лучшие и не очень

Куда же пойти, чтобы на самом деле научиться водить? По итогам 2013 года ГИБДД составила своеобразный рейтинг городских автошкол. Учитывали количество выпускников, успешно сдавших экзамен с первого раза, количество ДТП с участием молодых водителей и процент участия выпускников в ДТП.

Возглавили рейтинг самарские «Автошкола-Светофор», УЦ «Росто-С», «Автоакадемия» и учебный центр «Движение». У этих организаций высокий процент сдачи экзамена с первой попытки и ни одного ДТП с новичками за год. А вот «первыми с конца» оказались «Автоспецкурсы», Самарский техникум сервиса производственного оборудования и Самарское автомобильное общество. Аварийность среди выпускников этих заведений составила от 2 до 5%.

Крупнейшие самарские автошколы отличились неплохим качеством обучения. Лишь 0,7% учеников Самарского областного учебного комбината попали в ДТП. У «Автомотоклуба» - 0,3% аварийности, у НОУ «Автошкола» - 0,9%. А у НОУ «Лидер» по итогам обучения показатель аварийности равен 0,1%.

Справка

Причины высокой аварийности на дороге среди новичков:

  • Неуверенность в себе.
  • Превышение скорости: владельцы дорогих авто жаждут «показать себя» на дороге, а молодые водители отечественных автомобилей - доказать, что и они не хуже других.
  • Разговоры по мобильному телефону без соответствующих аксессуаров, слишком громкая музыка, еда и питьё, чтение SMS-сообщений.
  • Несоблюдение дистанции безопасности: лихачество, подрезание, неоправданные и резкие перестроения, которые вводят других водителей в заблуждение.
  • Излишняя уверенность в своей правоте: например, водитель едет по главной дороге и забывает посмотреть по сторонам, убеждённый, что ему уступят. А тот, кто едет по второстепенной дороге, просто не заметил знак вовремя.
  • Вождение автомобиля в ночное время суток.
  • Управление автомобилем в раздражённом, растерянном, подавленном состоянии. Если вам нужно время, чтобы прийти в себя, остановите автомобиль, сделайте несколько дыхательных упражнений, подумайте о чем-нибудь приятном - успокойтесь как следует, и только после этого продолжайте движение.

Смотрите также: