Чемпионат мира по футболу спасет Самару от транспортного коллапса

Самара, 28 февраля - АиФ-Самара. В советские времена, когда и началось строительство самарской подземки, метро считалось престижным объектом для любого крупного областного центра. В 1965 году учеными была разработана комплексная транспортная схема развития Куйбышева. Специалисты в своем отчете указали на то, что в городе имеется потребность в «скоростном внеуличном транспорте». Под понятие «внеуличного транспорта» подпадали скоростной трамвай, метрополитен и внутригородское движение электропоездов. Скоростной трамвай обошелся бы городу дешевле, но Куйбышевский обком партии запросил разрешение начать делать технико-экономическое обоснование именно метрополитена.

   
   

В 1978 году были выделены деньги на проектирование, а в 1980-м началось строительство первой линии самарской подземки. Открытие ветки состоялось в 1987 году, она насчитывала четыре станции. Открытие метро стало настоящим праздником для куйбышевцев и предметом гордости горожан. Несмотря на то, что существующая ветка остается в стороне от основных пассажиропотоков (линия метро была привязана к заводам, которые сегодня не действуют), метро выручает в пробки и аномальные снегопады.

В начале 90-х самарская подземка превратилась в мучительный долгострой: станция «Московская» строилась десять лет, «Российская» - 15 лет. В 2008 году после открытия «Российской» тогдашний губернатор Владимир АРТЯКОВ заявил, что каждые два года будет открываться новая станция, но эти обещания остались несбыточными. Станцию «Алабинская», строительство которой перекрывает одну из основных городских магистралей - улицу Ново-Садовую, при лучшем раскладе сумеют завершить только к 2015 году. «Политическое решение сыграло злую шутку с городом, который, мечтая о престиже, получил фантастический долгострой. Проблема, «как пробить право строить», сменилась новой проблемой - где взять деньги на строительство», - пишет в своем блоге Антон Буслов.

Действительно, практически все эксперты, привлеченные к обсуждению темы, заявляют, что главная проблема - финансовая. «Можно строить одну станцию метро за два-три года. Станция «Алабинская» уже построена на 95%, можно завтра начинать там отделочные работы: настелить полы, побелить стены и приглашатьпассажиров, но денег на это пока нет», - сказал директор «Волгатрансстрой-Метро» Сергей Натальчук.

По данным минстроя Самарской области, на 2013 год запланировано 400 млн руб., а на 2014 год - 300 млн руб. И этих средств недостаточно для ввода в эксплуатацию «Алабинской». Новый импульс строительству метро может дать чемпионат мира 2018 года, за счет вливаний в который власти собираются решить многие инфраструктурные проблемы. Министр экономического развития Самарской области Александр Кобенко даже заявил, что рассматривается возможность строительства второй ветки метро из 12 станций вдоль Московского шоссе прямо к стадиону, который расположится в районе Радиоцентра. Однако от этой идеи решено было отказаться из-за дороговизны проекта (более 100 млрд рублей). На эти деньги, как отметил губернатор Николай Меркушкин, можно привести в порядок весь город.

К 25-летию самарского метрополитена, которое отпраздновали в этом году, замминистра транспорта Самарской области Сергей Калинин заявил, что ведомству удалось в Москве согласовать строительство ещё трех станций самарской подземки. Это значит, что метро будет двигаться в исторический центр Самары (станция «Самарская» расположится на Самарской площади, а «Театральная» - в районе площади Куйбышева). Третьей станцией станет «Вокзальная» рядом с железнодорожным вокзалом. Но с приходом метро в историческую часть города опять может случиться загвоздка: на пути линии оказывается ветхое жилье и 25 памятников архитектуры. А это значит, что властям придется заниматься вопросами сохранения наследия и расселением, которое, как показывает практика, растягивается на годы. В преддверии чемпионата времени у города и области просто нет.

Выход предложили сами метростроители: завершить первую линию метро на станции «Самарской» и приступить к «Вокзальной», которая будет завязана с пересадочной «Московской». «Это самый оптимальный вариант, который нужен Самаре. Так мы свяжем вокзал с действующей веткой метро, это будет быстрее. На «Театральной» есть вопрос по отселению, он быстро не решается. А от «Вокзальной» до «Московской» - одни гаражи. Там и людям не помешаем, и пробок не создаем», - говорит Сергей Натальчук.

   
   

Председатель Союза архитекторов Самарской области Юрий Корякин считает, что дальше улицы Полевой строить метро не стоит, именно потому, чтобы не возникло проблем с сохранением культурного наследия. «Лично я бы дальше Полевой метро не строил, чтобы не трогать исторический центр, но на площади Куйбышева будет фан-зона для болельщиков, поэтому придётся тянуть ветку», - говорит он.