В сложную экспедицию «чайников» и романтиков не берут

Фото: Источник

   
   

Разумный экстрим

- Говорят, вы – единственный житель Тольятти, побывавший с экспедициями в Арктике и в Антарктиде - на полюсах земли…

- Достигший автономно Северного полюса - точно один. Могу носить две медные серьги в ушах - дважды миновал на парусном судне «Урания-2» пролив Дрейка - известное всем мореходам место, где создается ощущение, что весь Земной шар продувает «сквозняком». Там постоянные штормы в восемь баллов, там кладбище кораблей. И в XVIII-XIX веках тем морякам, кто прошёл пролив и выжил, оказывалось особое почтение.Но и мы не лыком шиты - оказалось, что с момента открытия Антарктиды ещё никто из моряков под парусами из России на шестой континент не ходил. Мы в 1998 году хотели, достигнув Антарктиды и побывав на шести полярных станциях, пройти под парусом на парусном буере через весь континент, но грянул дефолт, и от пересечения Антарктиды пришлось отказаться.

- Что важнее для путешественника - готовность к риску или рассудительность?

- Я считаю, готовиться к путешествиям и экспедициям нужно так, чтобы достичь цели, вернуться живым и здоровым. И рассказать о своём опыте другим путешественникам, чтобы обезопасить их от повторения ошибок, которые в экстремальных условиях могут стоить жизни. К путешествию к Северному полюсу на ездовых собаках мы готовились пять лет: изучали карты и записки 18 полярных экспедиций, прошли несколько маршрутов на собаках, а затем «сдали экзамены» самому известному нашему полярнику Артуру ЧИЛИНГАРОВУ. Он, задав с полсотни каверзных вопросов, только и сказал: «Дойдете, вижу».

- И путешествие прошло тихо да гладко - без настоящих приключений?

- Это по мнению журналистов гладко - раз без опасных травм и сигнала SОS... На самом деле достижение Северного полюса - очень тяжелый труд. Груз (в основном это был корм для собак) весил на старте около 650 кг, что было выше пределов возможности чукотских ездовых лаек. Тактика перевозить груз по частям сорвалась - на второй день к промежуточному лагерю пришли два белых медведя, разломали сани, съели часть запасов. Пришлось использовать тактику «рывка». Весь груз был разделен и разложен по четырем саням. Собаки по команде рывком сдвигали первые двое саней на 4 метра, каюр подтягивал вручную задние сани и снова командовал: «Тагам!» («Вперед!»). И так, шагами по 4 метра, тысячи раз в день в течение трех недель, пока груз не уменьшился. На ночь собакам люди рыли ямки, в которых те прятались от ветра, и к утру их заносило снегом. Дважды опасность была очень близка - ночью лед лопался, и разломы проходили в нескольких метрах от палатки. В один из вечеров, когда внимание от усталости притупляется, Георгий КАРПЕНКО провалился под лед. А затем GPS-ка пострадала, и, ориентируясь по компасу, экспедиция стала отклоняться от курса, пройдя в итоге лишних 50 км. Чем ближе к полюсу, тем больше становилось препятствий. Все чаще доставала «белая мгла» - плотный туман в условиях высокой влажности не давал лавировать между торосами и трещинами. Собакам мы скормили остатки своего шоколада и орехов. Экстрим? Да, но разумный.

Жертва или победитель?

- А вот ребята из тольяттинской школы №93 считают вас героем. Вашей экспедиции к «макушке» Земного шара в школьном музее отваги была посвящена целая экспозиция. Ребятам также рассказывают о героях Великой Отечественной войны, об афганцах, чернобыльцах, о майоре Солнечникове, который накрыл собой гранату, спасая своих сослуживцев...

- Да, этот майор проявил мужество, отвагу. Но для меня герой в большей степени мой дядя, который в последний месяц войны в Германии спас своих солдат в аналогичной ситуации. Дядя успел подскочить к рядовому, вырвал гранату и выбросил её в окно. В момент броска она разорвалась, и ему оторвало руку. А он выжил. Как психолог скажу: при таком раскладе событий есть два варианта стратегии. Одну можно назвать «победитель» - человек совершает поступок и выживает, чтобы свой опыт передать другим. И есть стратегия «жертва», или «герой», - кто-то совершает героический поступок, но погибает. И если говорить о нем, как о примере, что же получается? Мы будем учить, как накрывать собой гранату, а не как выбрасывать её в окно? Для меня герой - не Гастелло, а Маресьев. С книгой «Повесть о настоящем человеке» меня, кстати, мой дядя познакомил.

- Известный российский путешественник Фёдор Конюхов предпочитает путешествовать в одиночку. А вы?

- Одиночки крайне эгоцентричны в достижении цели. Но и с большим количеством народа трудно - нарастают конфликты. Хотя все руководители групп хорошо знают синдром седьмого дня - через неделю пути обычно начинаются свары и склоки. И руководители на этот день планируют отдых, чтобы если и назревал эмоциональный взрыв, то он произошёл бы в лагере, а не на маршруте. Но идти на какой-то прорыв, по новому маршруту, нужно вдвоём. Легче договориться.

- Это правда, что вы нашли снежного человека?

- Мы нашли следы снежного человека на Памире, в Таджикистане, слепки сделали. Их было очень много. Но думаю, что эта ветвь гуманоида, которая ещё существовала в начале 70-х годов прошлого века, закончилась. Это были последние следы его пребывания на земле. Вот уже 40 лет нет никаких свежих сообщений о йети.

- Трудно отрываться от северного сияния и возвращаться в суету городов и потоки машин?

- Я не из тех людей, которые живут в постоянной депрессии от похода к походу. И, кстати, в силу моей основной профессии - врача-психотерапевта - могу помочь людям психологически встать на ноги без «костылей» походной жизни, чтобы им хорошо было и дома, в семье, и просто на пикнике на природе. Для меня самого путешествия - это возможность проверять содержание своей жизни: что в ней настоящее, а что нет. Большие проекты у меня раз в пять лет. Это Таймыр, Чукотка, полюс… У наших экспедиций основная цель - первопроходческая, утверждение приоритета России.

- Готовы ли простые горожане следовать за вами, в неизведанное?

- В сложную экспедицию «чайников» и романтиков не берём. А вот в Карелию на собаках прокатиться - пожалуйста. Есть ещё более интересные проекты для самарцев. В январе 2013 г. я организую «жигулёвскую кругосветку» по Волге на ездовых собаках. Мы ведь сейчас живём во временном потеплении - скоро наступит малый ледниковый период. Пора осваивать зимние способы передвижения. Маршрут - 320 км - разобьём на части, два дня тренировки с каюрами, риска практически нет, удовольствия - море, и это, я вас уверяю, лучший отдых!

Смотрите также: