Трудности перевода
Отношения между жителями многоквартирных домов и управляющими компаниями, мягко говоря, не складываются. Словно говорят они на разных языках. Почему?
Необходимо, чтобы каждый плательщик за квартиру знал, за что он платит и чего может требовать, говорят эксперты, только тогда возможен диалог. Юрий СУДАРЕВ, финансовый директор «Ассоциации управляющих компаний», отмечает: «Прежде чем брать дом на обслуживание, нужно дать понять жителям, из чего складывается наш доход и расход и откуда можно привлечь деньги. Прямо сказать: на это у нас хватит средств, а на это − не хватит. Объяснить людям, что в создание хорошего подъезда, хорошего двора придётся вложить деньги собственников. Иначе никакого эффекта не будет: нужно разговаривать напрямую». «Чтобы мы понимали правила игры, нужно менять договорные отношения, − уверена Надежда КУРАПОВА, председатель ТОС «Струковский». – В договорах должно быть чётко прописано: что делает управляющая компания, за какие деньги и что происходит в случае, если эта работа не выполняется. Приведу пример: наши дворы завалены мусором, а мы регулярно платим за его уборку. Как жители могут повлиять на это? Это должно быть прописано в договорных отношениях: если дворник в течение двух дней не выходит на рабочее место, значит, соответственно, должен делаться перерасчёт».
Права и обязанности
Часто мы просто не в курсе, какие права имеем. Так, жители, создав совет многоквартирного дома, имеют право принимать решения наравне с управляющей компанией (например, решение о выборе подрядчиков на те или иные работы по дому). Если УК не идёт навстречу совету, это незаконно. Правовое поле в сфере ЖКХ сейчас только ещё формируется, заявляют специалисты. Людмила КОПЫЛОВА, генеральный директор ООО «Ассоциация управляющих компаний», предлагает: «Единственный выход из проблемных ситуаций – начать читать законы. Тогда вы сделаете вывод, что первый необходимый шаг – избрать толковый совет дома и хорошего председателя. А затем вместе разбираться с тем, что происходит в вашем доме и что сейчас кажется совершенно непонятным. Да, сложно. Но не будет этих действий – всё будет оставаться так, как сейчас. Государство вам дало карт-бланш. Оно сказало: не понравилось, как с вами обращались в этом году – соберите инициативную группу из трёх человек, расторгните договор и переизберите свою управляющую компанию!»
Есть и обязанности жителей, о которых они не подозревают. Например, приобретая стиральную машину, мы подключаем её, как правило, самостоятельно. А во всех инструкциях чётко написано, что без эксплуатирующей организации подключение машин невозможно. Кроме того, хозяева неприватизированного жилья по закону обязаны раз в пять лет делать в квартире ремонт. А вскорости нас вообще собираются обязать ремонтировать не только свою квартиру, но и весь дом. Пётр ГАРАНИН, директор Поволжского межрегионального центра регулирования деятельности в сфере ЖКХ, рассказал: «Сейчас собираются принимать документ, по которому с 1 января 2013 года в законе появляется строка «капитальный ремонт дома». То есть собственника жилья по закону обяжут делать капремонт». Но, согласно Закону «О приватизации жилищного фонда в РФ» государство обязано было произвести капремонт жилья, передаваемого гражданам в собственность, если дом нуждался в капремонте на момент приватизации. Много ли примеров, когда это было сделано? Скорее всего, в результате принятия такого закона мы получим социальный взрыв, прогнозируют эксперты. Народ выйдет на митинги, государство удивится и скажет: что ж, надо менять закон, − а виноватыми сделают управляющие компании. «Мы уже привыкли к этому», − говорят представители УК.
УК и поставщики
Сумма в платёжной квитанции на содержание дома – это всего лишь 15-25% от сбора. Собрав 5 тыс. рублей с квартиры, 4 тысячи управляющая компания отдаст поставщикам света, воды и тепла. Отношения с поставщиками становятся серьёзной проблемой. Александр ХОЛИН, зам. генерального директора ООО «Приволжский ПЖРТ», говорит: «ПТС или «Самараводоканал» выставляют нам огромную цифру, которая стопроцентно должна быть оплачена, иначе гарантировано судебное дело. И приходится деньги забирать из статьи «содержание» − других нет! И получается, что экономим на содержании, затягиваем текущий ремонт». «У тепловиков за пять лет тариф поднялся на 100%, а у нас только на 14%», − негодует генеральный директор УК ООО «Алком» Дмитрий ФОМИЧЕНКО.
«Тарифы на коммунальные услуги регулируются государством и являются одинаковыми как для ресурсоснабжающих организаций, так и для УК, − комментирует проблему руководитель МБУ г.о. Самара «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления» Виктор ЧАСОВСКИХ. − Проблема в другом: во-первых, оплата ресурсоснабжающим организациям осуществляется заранее, а с жильцов деньги собираются до 10 числа следующего месяца; во-вторых, часть жильцов не оплачивают жилищные и коммунальные услуги, а УК обязана перечислять ресурсоснабжающим организациям средства в полном объеме. Исходя из этого УК вынуждены часть средств, собираемых по графе «содержание», использовать в качестве оплаты за коммунальные ресурсы. Эта проблема сейчас государством решается».
«Государство защищает ресурсоснабжающие организации, потому что они – монополисты, − уверена Людмила Копылова. − Монополистов трогать нельзя, они имеют большие, серьёзные интересы и должны стабильно работать. Получается, что буферная прослойка между населением и монополистами – управляющие компании, и всё недовольство граждан приходится на нас». Сейчас рынок только формируется. Отсюда и несовершенство законодательства, и расплывчатость понятий, которая влечёт за собой всю неразбериху, говорят эксперты. «Это определённый этап эволюции, «одним махом» тут ничего не изменится», − считает Людмила Копылова.
Куда можно обратиться с жалобой по вопросам оказания некачественных услуг или некачественно выполненных работ:
- Государственная жилищная инспекция Самарской области 443010, г. Самара, ул. Красноармейская, 1 (846) 200-02-56 info@gzhi-samara.ru, www.gosji-samara.ru
- Управление Роспотребнадзора по Самарской области 443079, г. Самара, проезд. Г. Митерева, 1 (846) 260-37-99, 260-38-25 sancntr@fsnsamara.ru, www.63.rospotrebnadzor.ru
- Управление Ростехнадзора по Самарской области 443035, г. Самара, ул. Нагорная, 136а (846) 933-20-38 samara@srpov.gosnadzor.ru, www.srpov.gosnadzor.ru
- НП СРО «Поволжский межрегиональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ» 443100, г. Самара, ул. Невская, 3, оф. 10 (846) 205-71-51, 205-71-52 sro@volga-zkh.ru, www.volga-zkh.ru
- Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области 443086, г. Самара, ул. Скляренко, 26 (846) 200-09-91, Факс 200-09-92 energo@samregion.ru, www.minenergo.samregion.ru
От редакции:
Мы убеждены: для того, чтобы аббревиатура ЖКХ расшифровывалась − Живи Как Хозяин, надо научиться твёрдо отстаивать свои интересы и одновременно уметь договариваться с управляющими компаниями.
Мы благодарны тем руководителям УК, которые решились пойти на публичный диалог с собственниками жилья и открыто выразить свою позицию. Тем более что наиболее крупные игроки коммунального рынка, во время дележа жилого фонда застолбившие за собой самые большие территории, на контакт ни с жителями, ни с прессой идти не готовы. Например, руководство УК «ПТС-Сервис» заявило: «Нам не интересны подобные обсуждения».
Смотрите также:
- Любовь Самохина: Людям нужно рассказывать об их правах →
- Снова мошенники. Самарцы получили двойные квитанции →
- Как не переплатить за «коммуналку» →