Кладовая Родины под горой Тип-Тяв

   
   

Ледник рукотворный 

И на правом, и на левом берегу Волги ещё до войны заключённые ГУЛАГа добывали камень для строительства на Бе-зымянке заводов и ТЭЦ. После войны камень понадобился для возведения ГЭС. Позже военные использовали штольни под хранение снарядов.

В 1958 году специалисты различных министерств прибыли в Куйбышев. Осмотрели штольни и в горе Верблюд, и на Солнечной поляне. И в итоге выбрали гору Тип-Тяв, у Сока: она рядом с городом, мимо неё проходили две железнодорожные ветки. Многие эксперты в успех не верили – ведь пришлось бы охладить «погреб» длиной около 800 метров, шириной 150 метров, до поверхности - 70 метров. Но за работу всё же взялись.

- Для укрепления сводов штолен мы обстреливали их цементом из специальных пушек, заливая все трещины, щели и пустоты. Потолок крепили металлическими штангами. Полы залили асфальтом, - рассказал один из строителей, начальник компрессорного цеха хладокомбината, а позже руководитель всего хладокомплекса под горой Анатолий СКИВКО. – Долгое время не могли заморозить горную породу. Температура снижалась с плюс 10 до нуля почти три года. Дальше пошло быстрее: и гора превратилась в искусственный ледник, промёрзнув на толщу в 11 метров!

Рыбная гора

И уже в 1962 году продукты пошли целыми составами. Везли сыры, мясо, но в основном свежую рыбу. Куйбышевское хранилище было рассчитано на 26 тыс. тонн продовольствия. Когда война была «отложена» на неопределенный срок, перед работниками комбината-холодильника партия поставила другую задачу: бесперебойное снабжение областного общепита рыбной продукцией. Уже к середине 60-х в стране сильно ощущалась нехватка мяса. И руководство государства всеми силами стремилось привить населению любовь к рыбным продуктам. Но народ сопротивлялся. Тогда начиная с 1972 года в СССР была создана целая сеть специализированных рыбных магазинов. Куйбышевский магазин «Океан» на проспекте Металлургов стал одним из первых. Чуть позже один за другим открываются «Океан» на проспекте Ленина, рыбный павильон на Троицком рынке, «Дары моря» на улице Куйбышева, «Дельфин» на Физкультурной, ресторан «Океан» на улице Гагарина с кулинарией. Здесь всегда был в продаже дефицит: баночная сайра и печень трески, разнообразные салаты, бутерброды, а иногда на прилавок «выбрасывали» огромные клешни крабов. В 1976 году в советском общепите появляются «рыбные четверги». Народ наконец смирился с тем, что придётся есть рыбу, – с «настоящей» едой дела шли всё хуже. И куйбышевцы, как и вся страна, знакомились с неведомыми доселе палтусом, хеком, скумбрией, ледяной и нототенией.

Мойва под пиво

Анатолий Скивко вспоминает, что тогда нототения продавалась по цене осетровых – 4,5 руб. А

1 кг трески стоил от 47 до 53 коп., сельдь среднего посола – 92 коп., килограмм минтая можно было купить за 39-41 коп. А горбушу и лосося в куйбышевский холодильник поставляли двух сортов: снулую – после икрометания – по рубль шестьдесят, а свежайшую красную рыбу – по 2,5 руб. Мойву торговые работники не любили – при стоимости 10 коп. с ней было много возни, и продавщицы отказывались ею торговать. Тогда на хладокомбинате, которому, кстати, вменялось не только снабжение рыбой, но и её всемерное рекламирование, решили построить коптильный цех. И копчёная мойва пошла у волжан на «ура». При оптовой базе работал целый рыбный завод – морскую рыбу не только коптили, но и солили, мариновали, жарили. Только для торговой и общепитовской сети Тольятти ежедневно готовилось около 20 тонн рыбной продукции.

Постепенно народ рыбу распробовал. И Куйбышевской области понадобились новые хранилища. В конце 70-х годов в связи со сдачей в эксплуатацию новокуйбышевского, тольяттинского и сызранского хранилищ и началом проектирования новой очереди ледника в горе – со стороны Сока - в город из Калининграда прибыл и плавучий холодильник.

Ева была Генриеттой

Построенное в 1944 году на верфи голландского Роттердама по заказу гамбургской фирмы, одно из первых в мире судно-рефрижератор получило название «Генриетта Шульке». Но фашистов этот корабль-холодильник «кормил» недолго – в том же году был подорван английской миной. После войны поднятый со дна морского и отремонтированный, он долгое время служил под именем «Корсаков» в советском торговом флоте. А в 1974 году своим ходом пришёл в Куйбышев и встал, как казалось тогда, на вечную стоянку. В холодильнике, отделанном голландскими судостроителями для изоляции дорогой африканской пробкой, хранилось почти полторы тысячи тонн продуктов.

Океанский рыбовоз простоял в заливе реки Волги, у въезда в областной центр, почти четверть века, рождая многочисленные легенды (одну из которых, о том что корабль носил имя Евы Браун, напрочь отмёл Анатолий Скивко, сопровождавший корабль из калининградского порта до Волги), пока новый директор хладокомбината не приказал разрезать его на металлолом, все механизмы и устройства разобрать, а пробку сжечь...

Сейчас в горе-холодильнике работает не более сорока человек. Огромные территории хранилища не заполнены и на двадцатую часть. И это в то время, как, по прикидкам ООН, общих запасов продовольствия во всём мире хватает всего на 116 дней.

Росрыболовство вот уже три года пытается возродить систему магазинов «Океан». Но ведомству, похоже, так и не удаётся ликвидировать цепочку посредников, поэтому речь о дешёвых ценниках в возрождённых магазинах «Океан» идти не может. Даже «народный минтай» стал сегодня многим не по карману, а купленную в супермаркетах дорогую рыбу в ледяной глазури приходится перед употреблением отжимать.

Смотрите также: