«Учителя готовят к экзаменам, а нужно давать знания», - уверена Ольга Кальнова, заведующая кафедрой русского языка, культуры речи и методики их преподавания филологического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Научились «натаскивать»
- Вам не кажется парадоксальным, что из года в год выпускники школ успешно сдают экзамен по русскому языку и в то же время из-под их пера выходят такие перлы, как «Повесть Обломова «Сотников»? Устная речь становится всё более бессвязной, а письменная изобилует вопиющими ошибками.
- Если учитывать официальные данные ЕГЭ, самарский регион выглядит не хуже других. Но эти результаты, на мой взгляд, не отражают истинной картины знания языка. Сейчас поколение бабушек грамотнее поколения родителей, а они - грамотнее своих детей. Нынешние восьмиклассники очень плохо читают, некоторые – по слогам. И если с таким темпом чтения они ещё в 6 классе способны были осваивать объём учебного материала по другим предметам, то в старших классах идёт резкое снижение уровня знаний как раз из-за плохого знания языка. Абитуриенты и студенты не умеют сформулировать свои мысли, не умеют говорить. Это беда...
- Может, педагоги учат хуже?
- Нет, учителя–то как раз хорошие, раз так умело готовят своих выпускников к ЕГЭ. Они действительно научились «натаскивать» детей. Но вот с подбором аргументов для развернутого ответа в части «С» ребята уже затрудняются, потому что это предполагает хорошее знание литературных текстов. А с этим очень большая проблема. Вот несколько примеров. «В произведении Твардовского «Иван Сусанин»...» Или: «Какая увлекательная повесть «Тарас и Бульба». Или вот ещё: «Кобылиха унижала не только дворецкого, но и своего сына», «Болконский встал на подоконник и выпил бутылку, Пьер решил сделать то же самое». Забавно, конечно. Мы смеёмся, читая такие опусы...
Разговоры в жанре СМС
- Наверное, это смех сквозь слёзы.
- Дети мало читают, и это грустно. Оттого не знают понятий, которые для людей старшего поколения совершенно очевидны и хорошо знакомы. Диктую своим студентам отрывок из воспоминаний Ильи Эренбурга. В этом отрывке говорится о том, как кучеры поджидали на морозе господ у Большого театра. У них были «бороды, белые от инея. Лошади тоже седели на морозе». Редкий студент написал «сЕдели». Или ахматовский текст о том, как Лермонтов написал «Белеет парус одинокий», глядя на Маркизову Лужу. Намекаю студентам, что это имя собственное. И тем не менее пишут: «Глядя на маркиза, в лужу». Слово «честолюбие» они не связывают с понятием «честь», для них это любовь к чистоте. Пишут «галанка» вместо «голландка», «козематы» вместо «казематы». «Бирлин» вместо «Берлин» - очевидно, название столицы Германии прочно ассоциируется с пивом. И даже не задумываются, могут ли лошади сидеть и почему какой-то маркиз оказался в луже! А когда я спрашиваю у студентов, в каком жанре письменной формы языка реализуется разговорный стиль, они дружно отвечают: «В жанре СМС». А ведь ещё десять лет назад студенты говорили правильно – в эпистолярном.
- Что ж, выросло новое поколение, которое мало представляет, что такое дружеская переписка…
- Да, технический прогресс привёл, в том числе, и к краткости речи. Тем не менее, я не расположена ностальгировать по времени, которое уже ушло. Конечно, преподавание русского языка обязательно включает работу с классическими произведениями, с образцовыми литературными текстами. Но мы должны использовать и современные тексты. Я студентам рекомендую также слушать передачи Владимира Познера. Его речь почти безукоризненна. Чего, кстати, не скажешь о многих других ведущих на ТВ.
Гигиена языка
- В этом году Самара впервые присоединилась к замечательной акции «Тотальный диктант». Были желающие проверить себя?
- Движение за чистоту русского языка началось в Новосибирске. А в этом году в акции участвовало уже 11 городов. У нас писать диктант пришли и школьники, и студенты, и учёные, и преподаватели, и музейщики, и предприниматели, и тренеры - всего 241 человек. Всего пять человек написали диктант на «5». Было очень много двоек - 161, тройки получили 54 человека.
- Какими ещё методами можно популяризировать русский язык?
- Хорошо, если тотальный диктант станет традицией. Будет теперь и специальный день, посвящённый родному языку, как лишнее напоминание о том, что его нужно беречь. К чистоте русского языка нужно относиться так же, как к личной гигиене. Считается неприличным выйти на улицу непричёсанным, неумытым. Вот так же должно быть неприличным плохо говорить, плохо писать. Не говоря уже о сквернословии.
Смотрите также:
- Татьяна Журчева: Почему современным школьникам необходима литература →
- Ученые считают, что ЕГЭ превратило образование в позор →
- Как списывают ЕГЭ в России →