А прижившиеся на самарской набережной с прошлого века скульптуры дайверши и инженера со спутником отправились на днях на реставрацию. Самарские власти уверили горожан, что композиции вернутся на свои места уже осенью. Хотя, похоже, парковая и городская скульптура так и будет оставаться для Самары экзотикой, если, конечно, горожане не изменят своё отношение к ней.
Похитители тел
Несколько лет назад, разбирая хоздвор Струковского парка, его работники обнаружили прелестную парочку – бронзовых мальчика и девочку, укрывающихся под зонтом. Скульптуру установили у входа в парк, в середине фонтана. Практически сразу она стала центром притяжения… охотников за цветным металлом. У ребятишек постоянно отламывали зонтик, не давая малышам возможности «спрятаться» от водяных брызг. Много лет нет покоя и боевой группе Василия Чапаева. Самого легендарного комдива обезоруживали трижды, а однажды от скульптурной композиции вандалы отпилили пулемёт. Некоторые самарцы не могут спокойно пройти мимо скульптур, органично вписанных в ландшафт Октябрьской набережной мастерами первого скульптурного симпозиума, который прошёл Самаре ещё в середине девяностых годов. Белоснежные «Волна», «Идущая Клио», «Ра» периодически становятся «мольбертами» для самарских любителей граффити. Да и сама «Ладья», как ни отмывают её работники служб благоустройства, не бывает чистой подолгу. А с бюста Михаила Фрунзе у его дома-музея воры как-то похитили голову. По словам специалиста департамента культуры, туризма и молодёжной политики администрации Самары Анны Харитоновой, все мемориальные доски и скульптуры находятся на балансе города, и если их повреждают – восстанавливать приходится за счёт горбюджета.
Горчишным духом пахнет
Причину варварского отношения самарцев к родному городу Александр Завальный, библиограф Самарской областной научной библиотеки, краевед, видит в характере самих земляков. - Дух самарского горчишника неистребим до сих пор. Привычка выместить злобу на ком-то или на чём-то идёт из XIX века, когда ватаги «ребятишек» лет под двадцать-тридцать шли по центральным улицам, ломая и круша всё подряд. На смену им пришли компании пэтэушников с тяжёлыми бляхами, которые разгуливали по Самаре в поисках жертв, а затем «фургопланы» 70-х годов. Те часто сносили во время прогулок «лишние» детали на самарских домах. Так уничтожены мемориальные доски, посвящённые Георгию Шебуеву, Ярославу Гашеку. Чтобы не искушать воров и хулиганов, и в саму конструкцию памятников приходится вносить коррективы. Так, на самарском мемориале воинам-интернационалистам последние «черные тюльпаны» самарские кузнецы изготовили не из меди, а из более дешёвого металла. Оранжевого космонавта у музея «Самара космическая» специально сделали из материала, который в принципе невозможно продать. Но разве дикарей остановишь! - Когда мы обследовали космонавта перед реставрацией в мастерской, оказалось, что его поджигали, били битами и пинали ногами, - рассказывает Евгений Шобашов, директор компании, восстановившей «космопуза». Теперь космонавт в оранжевом скафандре снова будет радовать детей, которых родители привозят сюда со всего города. Но как долго?
Смотрите также:
- Самаре нужны "штуковины" и "ерундовины" →
- Самарские ребята рисовали родной город →
- Где искать "прабабушку" Самары? →