Красный городок для сельчанина

   
   

Но вместе с тем у нас прекрасный, трудолюбивый народ, способный вынести на своих плечах любые невзгоды. В этом я ещё раз убедился, побывав в гостях у Юрия СВИРСКОГО.

Чисто и ухоженно

Постояв в пробках, автобус наконец выбирается из Самары. Вот слева по борту проплыл Красный Яр, примерно через час «берём» Сергиевск. Ещё километров через двадцать вижу табличку: «Красный городок». Ну и как же в этом городке сельчане живут? Перешёл дорогу, прошёл мимо магазинчика, а вот и нужный дом, и хозяин у забора - старожил здешних мест Юрий Петрович Свирский. Заходим в дом и сразу попадаем на кухню. У плиты хлопочет женщина - жена хозяина дома Люба. Не спросив, кто я такой, откуда и зачем в их доме, зовёт к столу.

Откушали, попили чаю, а покурить пошли на улицу. Чтоб заодно и двор посмотреть. - Ну вот смотри, хлев, правее баня с дровником, - проводит экскурсию Юрий. - Здесь погреб, тут гараж, а там сарай - железки всякие да инструмент храним. С одной стороны дома садик небольшой и с другой стороны садик. А картошку в поле сажаем. Под ногами мелкая трава ковром, чистенький, ухоженный дворик. В углу стоит трактор (раньше их называли Топ-Топ) с косилкой. У гаража вазовская «шестёрка». По двору гуляют куры. Как без них? Пока я крутил головой, появилась внучка, маленькая прелесть Сашка, поздоровалась и принялась играть с собакой. Следом младший сын Юрия Петровича подошёл с какимито запчастями в руках - посоветоваться с отцом.

Русская печка

В доме у Свирских, как в городской квартире. Две спальни, просторный зал, добротная мебель, телевизоры, аудио, видео. Всё достойно. Но больше всего приглянулось место на кухне, около русской печки. Печь настоящая. По всем правилам сложена. Сейчас редко в какой избе увидишь это чудо. И она не просто для красоты, её топят, Люба даже иногда хлеб сама печёт. Ухваты, сковороды, чугунки - всё в наличии. Хорошо у печи вести неспешный разговор. Родился Юрий Петрович в двенадцати километрах отсюда, на центральной усадьбе совхоза «Кутузовский». До армии там жил. Когда отслужил, пробовал в город податься.

Да не прижился там, домой тянуло. Вернулся. Тут и встретил свою любовь - Любовь Константиновну. Так и поселился в Красном городке. Говорит: «Видно, Бог указал мне это место». Троих детей на ноги поставили. На днях дочь Ольга подарила им третью внучку. Все, кроме старшей внучки, здесь же в деревне живут. Сын младший со снохой - в родительском доме. Дочь с зятем - по соседству, и старший сын с семьёй неподалеку. Когда все собираются за общим столом, большая компания получается. Это сейчас тоже редкость. Молодёжь в основном в городе счастья ищет, старики потихоньку вымирают. Многие в алкоголь ударились, пьют всё, что горит. - Раньше в совхозе тракторы, комбайны и машины были. Свинарники и коровники строили, поля чем только не засевали. А как развал пошёл, одно пьянство и воровство вокруг, - горюет Юрий Петрович. - В былые времена дома на замки не закрывали, а теперь и сараи, и бани, и погреба - всё на замках.

Кризис для всех

Школу в деревне закрыли за ненадобностью, сделали из неё интернат для сирот. Потом и его закрыли, что будет с этим зданием, никто толком не знает. Вот при этом объекте сейчас и служит сторожем Юрий. Какая у него зарплата, не сказал. Видно постеснялся. Но на жизнь не жалуется. Выручают сад, огород, скотина (корова, два телёнка, два поросёнка, куры). В урожайные годы грибы и ягоды собирают. Кто не ленится, тот зимой не голодает. Этот год засушливый, урожай не порадовал, но всё равно к зиме Свирские худобедно подготовились. Вот только картошки совсем мало уродилось. - Да ничего, протянем как- нибудь. Сена заготовили достаточно, тракторишка выручает здорово, - не унывает глава семейства. Спрашиваю: «А кризис нынешний как-нибудь отразился лично на тебе»? - Да как и на всех, - отвечает. - За свет, за газ, за воду цены растут, в магазине всё дорожает. Те же запчасти к трактору всё дороже и дороже. «Ничего, прорвёмся», - слышу я в который раз от этого человека.

   
   

VIP-сауна отдыхает

Потом он рассказывал, как они с женой ещё в советские времена ездили по турпутёвке в Болгарию. Правда, после этого дальше Самары никуда не выбирались. Говорил, что если появляется возможность сдать на мясо бычка или хрюшу, то отдают перекупщикам, сами в город не ездят. Так, мол, выгодней получается и никакой нервотрёпки. Поведал, что недавно начали они в селе церковь восстанавливать, которая уже практически превращалась в руины. Приехал батюшка, появились строители, ну и местные жители стали приходить помогать. Вот и Юра с семьёй частенько там работает. Дело-то святое. - Глядишь, с Божьей помощью и храм, и деревню поднимем. Да завтра сходим туда, сам увидишь. А вечером была баня. Просторный предбанник, идеальная чистота, на полу мягкие дорожки. В самой бане высокий полок, печь с камнями, огромный бак с горячей водой. В другом углу ещё больше ёмкость с холодной водицей, широкие лавки, огромные тазы, несколько ковшиков. Веники предусмотрительно замочены и уже готовы к применению. Ни одна городская VIP-сауна не сравнится с этим райским местом. Уснул я, как убитый.

С Божьей помощью

Утром, позавтракав, отправились к храму. Прошлись по селу. Не такое уж оно и маленькое. А в былые времена, наверное, было ещё больше. Ведь храмы на Руси ставили, как правило, в больших селениях. И под колокольный звон со всей округи стекался народ. Да, видно, досталось этой церкви от советской власти. Но уже видно, где старый кирпич заменён на новый. Стены внутри очищены и вокруг храма чистота. Быть может, это есть главная примета возрождения. Судя по тому, как посветлели глаза Юрия Петровича, он в это верит. Верит, что деревня поднимется, и сам отдаёт этому все силы. На будущий год Юрию Петровичу 60 лет исполняется. - Ну, это ещё не срок, - говорю. - И всё же кое-какие итоги можно подвести. Как считаешь, не зря прожил? - Ну а ты как считаешь?! Погляди на мой дом, на моих детей, на мою Любушку...

Смотрите также: