Чиновник без чина. Как открытки помогли поэту Ширяевцу пережить изгнание

«АиФ-Самара» при поддержке Фонда культурных инициатив и Самарского художественного музея продолжает рассказ о судьбе поэта Александра Ширяевца в проекте «Где рождается вдохновение».

   
   

Александр Ширяевец был крестьянским поэтом до мозга костей. Ему не удалось «переквалифицироваться» даже под огнем критиков и давлением советской цензуры. А свой источник вдохновения он, как ни странно, нашел на нелюбимой работе.

Открытые письма

По приезду в Ташкент Александр Ширяевец осенью 1905 года поступил в ташкентскую почтово-телеграфную школу. Профессия телеграфиста на тот момент была востребованной, а срок обучения был всего один год. Уже в 1906 году поэт получил диплом и устроился на работу в ведомство связи. Но эта работа не принесла Ширяевцу ни денег, ни удовольствия. Он оказался в ситуации, которая полностью противоречила его характеру и взглядам на жизнь. Сам Ширяевец к своей службе в почтовом ведомстве относился пренебрежительно.

«В 1906 г. назначен «чиновником», не имеющим чина… В этом звании пребываю до сего времени. Исколесил чуть не весь этот край», - писал Ширяевец в автобиографии.

Фактически, служба в ведомстве, для Ширяевца бала самой настоящей личной трагедией. Он вырос в обстановке свободы, предприимчивость отца обеспечила ему сравнительно безбедное детство и заложило в поэте любовь к свободе. В Туркестане он постоянно тосковал по волжским просторам, природе средней полосы и по своему родному селу Ширяево. В Туркестане он не находил того вдохновения, которое давала ему Волга. Поэтому в его творчестве достаточно мало произведений, посвященных Азии и Туркестану.

Источник вдохновения он нашел неожиданно. И помогла ему в этом так ненавидимая им работа в почтовом ведомстве. В продажу на почтамт регулярно поступали почтовые открытки. Часть из них имела нейтральное оформление: поздравительные открытки с днем рождения, с днем свадьбы, всевозможные поздравления с религиозными и светскими праздниками. Но были среди них открытки с видами природы. В том числе на многих из них была изображена Волга.

   
   

Ширяевец начал коллекционировать эти открытки, они заполнили пустоту в его душе и стали для поэта источником вдохновения. Часть его коллекции дошла до наших дней.

Музейное чудо

Талант Ширяевца был многогранен, но, к сожалению, имя поэта неизвестно широкой публике. По словам директора Самарского литературного музея Михаила Перепелкина, виной тому могло быть отсутствие у Ширяевца семьи. Просто некому было сохранить его архив, который был рассеян по всему бывшему СССР.

«Собрать воедино все наследие обязаны мы, музейщики, исследователи. Мы должны грамотно и с любовью вернуть имя Александра Ширяевца и сохранить его в вечности. Проект «АиФ Самара» – это шаг к такому возвращению», – говорит Перепелкин.

Планы организовать выставку, посвященную нашему земляку, в Литмузее возникла еще в 1960-е годы. Тогда имя Ширяевца всплыло в связи с именами Есенина, Клюева, Клычкова.

А в 1987 году произошло самое настоящее музейное чудо. Сотрудник Литмузея поехал на конференцию в Ташкент, где жил Ширяевец. На мероприятии к нему подошла дочь Маргариты Костеловой и сказала, что в её семейном архиве есть книги, письма и рукописи, подписанные поэтом и она готова их продать музею. Бесценные экспонаты Литмузей получал постепенно, не было денег выкупить сразу всё.

Но на этом музейные чудеса не закончились. В Самаре в печать вышла вторая книга стихов Ширяевца. Ее издал Борис Соколов. Через некоторое время ему позвонила женщина и рассказала, что купила квартиру и, разбирая хлам от прежних жильцов, нашла связку писем. Хотела сначала выбросить, но в глаза бросились имена известных поэтов Серебряного века. Все они писали Ширяевцу. Эти документы так же были выкуплены музеем.

В 2027 году – в год 140-летия со дня рождения поэта – Литмузей планирует масштабную выставку, посвященную жизни и творчеству Александра Ширяевца.

#фондкультурныхинициатив #грантыдлякреативныхкоманд