Железная дорога — важная часть транспортной и экономической инфраструктуры России. Ежегодно поезда перевозят тысячи пассажиров и тонны грузов. Поэтому очень важно, чтобы стальные артерии страны были надёжны и безопасны. Молодые учёные Самарской области находят новые решения для повышения безопасности железнодорожных перевозок.
От ручного к автоматизированному осмотру
Аспирантка 3-го курса кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» электротехнического факультета Приволжского государственного университета путей сообщения Снежана Надежкина на днях победила во всероссийском конкурсе «УМНИК-2025» в номинации «Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии». Она получила грант на реализацию проекта «Разработка модуля измерительного канала диагностики распределенных токопроводящих стыков».
«Идея модуля возникла, когда мы с моим научным руководителем, заведующим кафедрой «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» Евгением Тарасовым проводили анализ наиболее отказывающих элементов рельсовых линий на железных дорогах и определили, что наряду с изолирующими стыками довольно часто становятся неисправными и токопроводящие стыки. ОАО «РЖД» подтвердило заинтересованность в этой теме. Сейчас стык проверяют ручным визуальным осмотром. А мой способ будет автоматизированным», — рассказала аспирантка.
Сейчас железнодорожным рабочим приходится проверять эти стыки постоянно, а с внедрением модуля Снежаны Надежкиной необходимость в систематических проверках отпадёт.
Сам модуль будет представлять из себя блок, содержащий входы и выводы для подключения к системам мониторинга, и микропроцессор для вычисления параметров по математической модели.
Обнаружить и устранить за минуты
Разработка Снежаны Надежкиной призвана минимизировать неисправности на рельсах, быстрее их диагностировать и, как следствие, - быстрее устранить все неполадки. Модуль будет работать в комплексе с другими устройствами, которые уже диагностируют параметры рельсовых линий. На основании данных с них устройство будет определять координату конкретного неисправного токопроводящего стыка, а затем отправлять данные эксплуатационному персоналу для ремонта.
Сам модуль будет располагаться в релейных шкафах непосредственно на полигоне железной дороги. Внедрение устройств будет проходить в течение года. Себестоимость одного модуля составит примерно 50 тысяч рублей. Начальные инвестиции на весь полигон российских железных дорог - около 118 млн рублей.
Разработка модуля - не первое научная работа самарчанки. Она уже участвовала в разработке двух патентов на полезную модель и одного свидетельства на ЭВМ. Сейчас все силы молодого учёного направлены именно на продвижение модуля.
«На мой взгляд, молодёжь в современную науку приносит новое дыхание, новый взгляд на привычные вещи с помощью использования цифровых технологий. Молодое поколение более адаптивно к стремительно меняющемуся миру, и это явное преимущество для современной науки», - считает девушка.