Банкротству не бывать. Автогигант опроверг слухи о проблемах на производстве

Автомобили тольяттинского завода будут оснащаться 6-ступенчатой механической коробкой передач. © / Юрий Михайлин

На прошлой неделе в сети стала распространяться информация про «скорое банкротство» АВТОВАЗа. Якобы именно это имел в виду глава госкорпорации Ростех. А потом «вдруг» в Москве еще прошел и Совет директоров автогиганта. Неужели конец завода так близок на радость диванным экспертам?

   
   

«Буря в стакане»

На самом деле, ни тени сомнения в стабильном будущем предприятия Совет директоров не показал. Да и прямая речь главы Ростеха была совсем про другое. В общем, очередная «буря в стакане». Первый заместитель председателя Правительства России и глава Совета директоров АВТОВАЗа Денис Мантуров, напротив, выразил благодарность коллективу за нацеленность на результат, высокие производственные и хозяйственные показатели. Второй год подряд завод показывает безубыточность и финансовую стабильность, увеличивает инвест-план, что совсем не вяжется со «скорым банкротством».

Совет директоров компании в этот раз собрался в новом офисе московской компании «Итэлма». Компания - известный поставщик автозавода - оказалась сейчас на острие прогресса, поскольку импортозамещает всю электронику в автомобилях. Под новые задачи были созданы современные мощности, абсолютно новые лаборатории и цеха. В том числе благодаря этой фирме предприятию удалось вернуть ту или иную опцию, от системы курсовой устойчивости до мультимедиа. Благодаря таким поставщикам средний уровень локализации по модельному ряду LADA достиг 90%.

Оттолкнулись от дна

Весна 2022 года, когда все иностранные фирмы ушли из страны, стала для компании самым худшим периодом за всю историю наблюдения. Но затем пошел «отскок», и производство автомобилей начало расти. К настоящему моменту автозавод закончил восстанавливать свой маржинальный модельный ряд и даже добавил к нему пару новых моделей. И до сих пор ежемесячные отчеты о продажах фиксируют рост. Некоторые модели растут очень сильно, как, к примеру, «Ларгус», который вернулся в производство последним. Но даже «Гранта», которая первой встала на опустевший конвейер летом 2022 года, до сих пор идет «в гору».

Российский автомобильный рынок до сих пор не насыщен. Каждый день продается 1200 вазовских автомобилей. Потенциал у бюджетного сегмента рынка, где они работают, еще есть. Именно под него запускаются новые проекты. Однако объемы производства «выходят на плато». Как прозвучало на Совете директов, в 2024 году объем производства составит около 500 тыс. автомобилей, план на 2025 год – точно такой же. Эти цифры – самые большие за последние 10 лет, и именно они обеспечат финансовую стабильность предприятия.

   
   

Новые проекты на миллиарды рублей

Жизнь и развитие автозавода – это, прежде всего, новые модели, разнообразие линейки автомобилей. Совет директоров компании подтвердил серьезные планы на ближайшее будущее. Первое – это «Искра», которая должна занять рыночную нижу между «Вестой» и «Грантой». Второе – это новые силовые агрегаты. Сегодня на автозаводе зреет два интересных проекта: это оснащение автомобилей 6-ступенчатой «механикой» и внедрение нового мотора на семействе «Нива» - внедорожники получат доработанный двигатель от переднего привода. Это планы на 2025 год. На выполнение задач по техническому развитию заложено свыше 45 млрд рублей. Сюда войдут и проекты по созданию новых автомобилей, и проекты по развитию производства.

На 2026 год проанонсирован выпуск кроссовера на платформе «Весты». Дизайн машины уже создан, но пока держится в секрете. Также проектируется электромобиль. Опытный образец уже презентовали для тест-драйва Денису Мантурову.