«Лопатой бы убил!» Фермеры готовы жестко наказывать «черных» кладоискателей

Lawrence OP / flickr.com

Искать клады в 21 веке – занятие скорее, романтичное, чем прибыльное. К тому же – опасное, особенно для «ямщиков». Как относятся местные жители к азартным «копателям» и что они хотели бы сделать с отдельными персонажами, если бы они попали к ним руки узнала редакция samara.aif.ru.

   
   

Люди с «палками»

Встретить человека с металлоискателем можно и на улицах города, и в старинных зданиях, и в полях. И не факт, что это будет сотрудник какой-нибудь специализированной организации. Чаще всего – вольный охотник, искатель кладов.

Купить металлоискатель сегодня не проблема, они продаются в магазинах, на маркетплейсах. Цены демократические, новички могут приобрести первый прибор примерно за 10 – 12 тысяч рублей и отправится на поиски приключений.

Кладоискатели 21 века делятся на три категории: любители выгоды, любители артефактов и «ямщики».

Первые, без особых изысков ищут черный и цветной металл, который позже сдают. Основные места исследований – заброшенные машинные дворы колхозов и совхозов, на которых когда-то держали и чинили технику. Металла там осталось много, так как в далекие советские времена со сломанными запчастями не сильно церемонились и складировали прямо на территории. Они же прочесывают территории бывших небольших заводов, собирая остатки того, что не сдали в чермет местные аборигены.

К этой же группе примыкают те, кто «ловит рыжики» на пляжах. Наверняка, хотя бы раз в жизни, вы видели среди массы отдыхающих, странных людей в наушниках и металлической «палкой», которые сосредоточено лавируют среди нежащихся на солнце граждан. Как правило, в качестве улова им попадаются кольца, цепочки, крестики, браслеты, из золота или серебра. Но чаще всего – металлический мусор, крышки и банки. Хотя некоторым везет, и они могут за вечер неплохо заработать.

   
   

«Горшок с золотом»

Вторая категория – любители истории и артефактов. Нельзя сказать, что они получают большую прибыль от своего увлечения, но занимаются этим с большим удовольствием.

Кстати, кладоискательство – затратное хобби. На улицах города ничего особо интересного, старинного, не найдешь, если только прочесать чердаки и подвалы старинных зданий. Но туда еще попасть надо!

Поэтому чаще всего ездят «в поля», за 20, а иногда и за 100 километров, по бездорожью. Здесь без хорошей полноприводной машины не обойтись, желательно, с большим багажником, так как везти с собой приходится много чего.

Экспедиция готовится заранее, намечается маршрут. На «выбитые места», то те, где уже побывали сотни любителей, ехать смысла нет, там давно все повытаскивали. Поэтому информацию добывают либо путем собирания местных легенд и историй, либо изучают карты прошлых веков, находя исчезнувшие усадьбы, деревни и хутора. Найти такое место – заветная мечта любого «копателя». Не факт, что там будет «горшок с золотом», но ценные исторические артефакты точно попадутся.

Обязательный атрибут, кроме металлоискателя, – средство для выкашивания травы. Кто-то обходится легким ручным триммером, а кто-то покупает настоящую газонокосилку. Без этого точно не обойтись, так как копать в зарослях по пояс не получится.

И конечно же, лопаты. Здесь точно экономить нельзя, так как копать иногда приходится глубоко и много.

Какалики и жбонь

Что чаще всего находят в Самарской области? Если посмотреть чаты и форумы кладоискателей, то на первом месте, конечно же, идут монеты. Часто попадаются советские, по 1, 2 и 5 копеек. На местах старых хуторов – «катины пятаки», пятикопеечные монеты времен императрицы Екатерины Великой. Реже попадаются монеты времен бурных революционных лет, здесь и немецкие, и чеканка временного правительства. Иногда всплывают старинные русские монеты, до периода татаро-монгольского нашествия, скифские и сарматские. Рядом с такими можно найти наконечники стрел, ножей или элементы украшений. Ножи, пули и части оружия находят и на стоянках вдоль старых дорог, где отдыхали обозы крестьян и солдат.

Украшения, причем более поздних времен, находят часто, также как пуговицы и нательные кресты – листики. Как правило, они изготовлены либо из серебра, либо из других, не драгоценных металлов и имеют, скорее, историческую ценность.

Самое обидное для копателя – найти какалики или жбонь. В первом случае – это монеты, на которых почти полностью стерта чеканка, так что даже не определишь, что это такое. Во втором – непонятные и не определяемые части чего-то. А на доставание этого непонятного может уйти целый час напряженного труда.

Криминальные «землеройки»

Первые две категории кладоискателей ведут себя как можно аккуратнее, стараясь не привлекать особое внимание. Но есть третья категория – «ямщики». Именно они становятся «героями» криминальных сводок, и не потому, что находят настоящие клады и за ними «гоняются мафиози», все гораздо прозаичнее.

В кладоискательстве, несмотря на налет флибустьерства, действуют неписанные, но строгие правила. Первое – никогда не копай на полях, которые явно используются, то есть засажены или на них идет выпас скота. Второе: выкопал шурф – зарой обратно. Беспорядочно выкопанные многочисленные ямы портят урожай, а коровы, попав ногой в «нору», могут её элементарно повредить. Особо «одаренные» выкашивают луга, которые были предназначены для заготовки кормов.

Такие варварские способы поиска вызывают бурю возмущения у местных жителей. С учетом отдаленности некоторых населенных пунктов, незадачливых «охотников» за кладами не сдают в органы полиции, а просто учат, старыми дедовскими способами, не смертельными, но очень обидными. Хуже всего, что «ямщики» роняют репутацию всех кладоискателей, и тем, кто приезжает позже, очень трудно договорится с местным населением.

Сергей Алексеевич – фермер, у него поля в Похвистневской районе Самарской области, где он выращивает зерновые культуры, подсолнечник и кукурузу. И, по его словам, «кладоискателей» он готов гонять с лопатой, по поводу их «деятельности» он высказывается весьма эмоционально и очень негативно. И, как оказалось, у него есть все основания для этого.

«Я понимаю, у людей хобби – копаются они себе в земле – и на здоровье. Но другие-то люди здесь при чем? Два года назад я закупился элитными семенами кукурузы – а они стоят очень недешево – поле подготовил, удобрения внес, посеял. Очень надеялся урожай на семенные цели оставить. Когда через несколько дней пришел на поле – чуть инфаркт не получил: все поле в ямках, валяются какие-то ржавые железки. Это «кладоискатели» поработали! Причем я как-то заходил на форум копателей, где они хвастаются своей добычей: монетки, ржавые гвозди, пуговицы, гильзы. И из-за этого они погубили мне все поле. Убытки огромные, а сколько труда вложено и сил. Если бы встретил этих «землероек» за работой, то точно бы настучал по их глупым головам!», - возмущается фермер.

Некоторые выражаются более радикально: «Лопатой бы убил этих «искателей»! Хуже саранчи, налетят, попортят и смоются. Никакого уважения к труду людей!»

Однако, как выяснилось, копатель копателю рознь. Большинство находят компромисс с местными жителями.

«Я понимаю возмущение фермера, и он прав. Ни один уважающий себя и своих камрадов «копарь» не оставит после себя открытый шурф. Это одно из главных правил – независимо от того, есть хабар или нет – шурф за собой нужно засыпать. И уж точно настоящие копатели не будут работать на засеянном поле и в принципе на землях сельхозназначения. У любого поля есть хозяин. Перед копом профи всегда изучает место, где будет искать «хабар». Тут условностей много, и все их нужно учитывать. Мы часто договариваемся с фермерами и работаем на полях осенью или весной, когда их вспахали, но ничего еще не сеяли. Тут нужно понимать, что на вспаханной земле находки могут лежать поверху и сигнал идет четкий. И, как правило, нам фермеры не отказывали. А то, что делают любители, которые и сами толком не знают, где копают, чревато последствиями. Их и побить могут, а можно и «уголовку» получить, если вдруг дилетанту взбредет в голову устроить коп на земле, которая относится к археологическому памятнику или в охраняемой зоне», - рассказывает опытный копатель Александр.