«Когда мы вместе, всё возможно». Комфортная жизнь должна быть доступна всем

Наталья Бисярина за годы работы в статусе помощника сначала депутата Самарской губернской думы, а потом депутата Государственной думы от Самарской области Владимира Кошелева, успела изучить все животрепещущие вопросы, волнующие жителей региона.

   
   

Традиционно большая часть касается ЖКХ, транспорта и жилищных вопросов. В последнюю тему включены проблемы обманутых дольщиков, расселение аварийного жилья и строительство социальной инфраструктуры. Редакция samara.aif.ru выяснила у Натальи Ильиничны, какие вопросы удалось разрешить, а какие появляются вновь.

Фото: Личный архив Натальи Бисяриной

Программа закончилась, дольщики остались

- Наталья Ильинична, совсем недавно об обманутых дольщиках говорила вся страна. Люди добивались удовлетворения своих прав всеми возможными путями, вплоть до пикетов. Но программа закончилась, а дольщики остались. Как так получилось?

- В 2007 году одним из направлений моей работы была разработка нормативно-правовой базы по защите прав обманутых дольщиков первой волны. Ее применение позволило достроить за счет средств областного бюджета многоквартирные дома, и граждане получили свои квартиры. Сейчас основная проблема - это несовпадение реестров дольщиков. Часть граждан давным-давно, по разным причинам, расторгли свои договоры долевого участия. Поэтому ни в какие первичные списки на компенсацию они не попали.

В этом случае дольщику снова приходится доказывать свои права через суд. Иногда нам приходится привлекать прокуратуру. Причём надо помнить, что не все проблемные объекты подошли под критерии, установленные на федеральном уровне, и часть обманутых людей должна получить компенсацию по региональной программе. Именно для этого мы и разрабатывали нормативно-правовую базу.

Дома ветшать не перестанут

- Хорошей профилактикой от недобросовестных застройщиков стали эскроу-счета. Но это не работает в другой глобальной сфере – расселение ветхого и аварийного жилья. Какие основные проблемы вы видите здесь?

- Если говорить в масштабах России - это 2,7 миллиона кв. метров непригодного для проживания жилищного фонда и расселение 173,18 тысячи человек по текущей программе. В Самарской области в 2024 году должна быть завершена программа переселения более 14 тысяч граждан из аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года.

   
   

Мы прекрасно понимаем, что и после этой даты масса домов будут признаны аварийными. Сейчас идет формирование госпрограммы о расселении аварийных домов, которые были признаны таковыми после 1 января 2017 года. Учитывая колоссальные объемы непригодного жилого фонда и отсутствие лишних средств у государства, логично, что появляются новые предложения о механизмах расселения аварийного жилья, в том числе комплексное развитие территорий (КРТ).

Расселение аварийного жилья - тот случай, когда интересы граждан, бизнеса и государства полностью совпадают.

- КРТ задумывалось как некий инновационный подход, государственно-частное партнерство. Но в Самаре эта программа вызывает массу возмущений у граждан. Как вы считаете, почему?

- Почему люди часто не согласны и остро реагируют на включение их домов в программу? Потому что это смена места жительства, отказ от тех связей, которые сложились. Мы же понимаем, что не везде на новом месте в детсадах и школах есть места. Новое место жительства – новый маршрут на работу, возможно, намного длиннее. При этом очевидно, что на стадии формирования документации о КРТ никто не сможет сказать, куда человек будет переселен. Так что возмущение людей вполне понятно. Но есть хорошая новость. Комитет Госдумы по строительству и ЖКХ разработал законопроект, соавтором которого был Владимир Кошелев. Всю социальную инфраструктуру будут строить в едином графике проекта КРТ, а не откладывать на потом. Госдума приняла его в первом чтении. Работа над законопроектом началась после многочисленных обращений граждан. Когда мы вместе, все становится возможно.

Заселяясь в новые квартиры, люди должны сразу видеть, где будут учиться их дети, где их будут лечить, а не годами ждать, когда школы и поликлиники построят и построят ли вообще.

- Какие ещё «подводные камни» есть при расселении по данной программе?

- Важно соблюдение контроля исполнения обязательств в рамках договора КРТ – сроки, гарантии прав граждан со стороны органов власти. Помните, одно время пытались решить проблему путем заключения договора о развитии заселенной территории. Договоры заключили – проекты не реализовали. Люди ждут переселения годами. А есть примеры, когда люди не могут переехать из дома, признанного аварийным, по вине недобросовестного застройщика, который кошмарит жителей, не согласных с выставленными девелопером условиями расселения.

Что касается дополнительной компенсации, принятой при расселении домов у станции метро «Театральная», так называемый закон о «33 квадратных метрах». В полной мере он не заработал до сих пор. Поэтому региональному правительству надо принимать решение о расширении компенсационных мер.

Задача – сохранить жилой фонд

- Скоро в статус аварийных домов начнут переходить пятиэтажки, массовая застройка 60-х годов прошлого века. И здесь придется искать квартиры и деньги для людей, количество которых будет на порядок больше, чем расселяемые сейчас послевоенные двухэтажки. Что делать в этом случае?

- Власти должны приложить определенные усилия для предотвращения разрушения существующего жилого фонда за счет своевременного капитального ремонта. В законодательство был введен механизм технического обследования многоквартирных домов для выявления первоочередных работ, которые должны быть выполнены. Не надо тратить деньги на замену крыльца, если у дома течет крыша и люди просят ее залатать.

- Кроме комплексного развития территорий, какие программы помогут сделать наши города комфортнее? В том числе, как будет решаться проблема с нехваткой социальных объектов, на что постоянно жалуются граждане?

- Да, положение с возведением объектов социальной инфраструктуры - больниц, школ, детсадов, у нас кошмарное. Ранее застройщики привлекали средства для строительства этих объектов за счёт программы «Стимул», входящей в нацпроект «Жилье и городская среда». Она заканчивается в 2024 году. Но стоит учесть, что по этой программе строились дороги и инженерные сети. Новая программа будет ориентирована на другое. Следующая программа «Стимул», которую рассчитывают до 2030 года, будет финансировать социальные объекты, в первую очередь школы. Привлечение частных инвестиций в строительство инфраструктуры при КРТ оправданно, но до определенного момента. Мы должны понимать, что так или иначе все затраты застройщик включает в себестоимость 1 кв метра. И раздувать цены до бесконечности просто нельзя. Ведь доступность жилья - один из приоритетов государственной политики.

Нужно взвешенно подходить к освоению каждой территории. Где-то застройщик сам может построить школу или больницу, где-то нужна помощь из федерального бюджета, а где-то быстрее и правильнее решить ее за счет региона, для которого вся эта инфраструктура и строится .

Ни уехать, ни приехать

- Наталья Ильинична, в жалобах населения иногда прослеживается определенная сезонность. Но и зимой, и летом самарцы недовольны - и, заметим, справедливо - работой пассажирского транспорта. Какова ситуация в Самарской области сейчас и что можно сделать?

- Автопарк изношен. Значительная часть транспорта не выходит на линию из-за поломок, а часть из-за дефицита водителей. Причём особого дефицита средств нет. Надо просто распоряжаться ими с умом.

В историческом центре в связи со строительством станции метро «Театральная» ликвидирован самый удобный вид транспорта - трамвай. Сроки строительства метро затягиваются, и до сих пор не ясно, будет ли восстановлена трамвайная ветка после завершения строительства метро.

Хорошим решением снизить и правильно распределить потоки является строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). В недрах регионального минтранса давно витают планы по строительству трех ТПУ - Ягодная и Пятилетка в Самаре, Липяги в Новокуйбышевске, но проекты до сих пор не реализованы. По Липягам у нас собрано уже около тысячи обращений. Ближайшая остановка общественного транспорта в километре от станции. Людям приходится идти в гору по узкой дорожке. Это восхождение вынуждены совершать пожилые, инвалиды, женщины с детьми. В чем проблема поставить остановку у станции, сделать нормальную круговую развязку для машин? Это же лицо города.

- Что ещё влияет на работу общественного транспорта?

- Для увеличения пропускной способности необходимо строить развязки, в том числе тоннели под железнодорожными путями. На самом деле это очень больная тема. Например, 5-й этап Северного шоссе минтранс обещает построить уже несколько лет, но его до сих пор нет. Люди стоят в пробке иногда по часу. Еще хуже ситуация в Кинеле. Город разделен двумя железнодорожными переездами. Грузовые и пассажирские составы идут один за другим. Работают маневровые поезда. Чтобы добраться из одной части города в другую, людям часами приходится стоять на переезде. Вместе с остальными драгоценное время теряют пожарные и бригады «скорой». Недавно выяснилось, что РЖД планирует разместить в Кинеле контейнерный парк. Поездов станет больше, время ожидания на переездах увеличится. Проблему можно решить двумя способами. Построить туннель или расселить 200 частных домов, а территорию отдать на развитие железнодорожного узла. По обращению жителей в работу уже включился депутат Госдумы от Самарской области Владимир Кошелев. Совместными усилиями поможем руководству РЖД и правительству Самарской области прийти к компромиссу и решить, наконец, задачу по нормализации транспортного сообщения в Кинеле.

Отрезанный ломоть

- Еще одна проблема: Самара как административная единица не включает в себя окраины, они формально относятся к Волжскому району, что также затрудняет создание нормального пассажирского сообщения. Какие были предложены пути решения проблемы?

- «Выдуманные» чиновниками «бумажные» границы между муниципалитетами мешают устроить ребёнка в ближайший детский сад или школу, нарушают транспортную логистику.

Депутат Госдумы от Самарской области Владимир Алексеевич Кошелев поднимал эту проблему на одной из пленарных сессий ПМЭФ-2024. Он предложил закрепить в Градостроительном кодексе такой вид документа градостроительного планирования, как мастер-план. Его до сих пор нет, из-за чего возникают спорные ситуации, негативно влияющие на качество жизни людей.

Стереть «бумажные» границы как раз и поможет закрепление на законодательном уровне понятия «мастер-план» муниципальных образований и закон об агломерациях. Законопроект сейчас прорабатывается совместно с правительством.

Жёсткий контроль

- Недобросовестность управляющих компаний входит в ТОП-5 по жалобам граждан. Поменять УК можно только один раз в год, и то с трудом. Насколько спасает ситуацию система ГИС ЖКХ, которая призвана минимизировать риски?

- В данной ситуации, мне кажется, нужно усилить работу надзорного органа. Управляющие компании надо чаще лишать лицензии. Не давать им возможности терроризировать жителей.

К нам идет поток жалоб на фактически рейдерские захваты домов. Подделка управляшками протоколов общих собраний превратилась в систему. Буквально на днях встречалась с жителями дома №27 на улице Строителей на Металлурге. Там в поддельном протоколе управляющей компании подписи давно умерших людей. Разбираемся с этой ситуацией. К сожалению, если удается оспорить один такой протокол в судебном порядке, то тут же появляется второй, третий, пятый.

Одним из вариантов решения, как мне кажется, является полный перевод голосования по подобным вопросам «в цифру», то есть в ГИС ЖКХ. Кроме того, повторюсь, правоохранительные органы должны ярче подсветить свою борьбу с недобросовестными управляющими компаниями. Нужен показательный процесс, чтобы мошенники увидели - за подделку протоколов собрания жильцов наступает безусловная уголовная ответственность.

Исторические руины

- Наталья Ильинична, многих самарцев волнует судьба старого города. Статус исторического поселения есть, но перспективы реального возрождения туманны. Как власти пытаются привлечь инвесторов?

- Нужна, не побоюсь этого слова, умная политика при развитии территорий, и особенно городов. Посмотрите сегодня на Самару, на Тольятти, на Сызрань, на Новокуйбышевск, на Отрадный, на Кинель. Хоть у кого-нибудь, ну кроме самих глав этих населенных пунктов, складывается впечатление, что у них есть хозяин? Возникает ли подобный вопрос в Москве, Казани, Екатеринбурге, Калуге или в крошечном Суздале? Смотришь на эти города и с грустью думаешь, что многое в них сделано с умом. Потому что люди, управляющие этими городами, понимают, что их город - это экономический субъект, способный зарабатывать.

А у нас огромные земельные участки, давно расселённые, в историческом центре областной столицы простывают, не принося ни копейки. А деньги на расселение истрачены гигантские! Мы слышали по этому поводу какие-нибудь заявления мэрии? Тольяттинцы постоянно жалуются, что из города бежит молодежь. А это значит, что бегут и рабочие руки и налогоплательщики. Но разве мы слышали о прорывных проектах строительства жилья для молодых семей или о реальных прорывах в давно созданных там разных институтах развития, вроде особой экономической зоны?

Поэтому за проблемой нехватки социальных объектов у нас стоит бездарность городского начальства, которое просто не понимает, что такое экономика города. Хотя каждый из перечисленных мною городов Самарской области в умных руках давно бы процветал.

В Самаре, которую многие знают как столицу провинциального русского модерна, произведения архитектуры разрушаются и там, где ничего нового не строят. Вы знаете, что охраняемых архитектурных и исторических памятников в Самаре больше, чем в Амстердаме. Только туристы в Амстердаме видят живой город, а туристы в Самаре удивляются разрухе в историческом центре. Охраняемые всеми возможными ведомствами здания ветшают и разрушаются сами по себе. Раздача охранных грамот в нашем случае носит безответственный характер, потому что за ней не стоит бюджет восстановления конкретного здания. Нередко охранные грамоты выдают, чтобы потом отозвать. Подобная практика девальвирует сам смысл охраны памятников архитектуры и, наоборот, ведет к разрушению исторических городских центров.

Должен быть четкий план по каждому объекту, что с ним делать, в какой срок и за чей счет. Поскольку, если при присвоении охранного статуса не предусмотрено финансирование на его реставрацию или приспособление под современное использование - всё зря. Объект будет разрушаться, как и историческая среда.

Для того, чтобы привлечь инвесторов, нужны понятные правила игры. Помимо утвержденного перечня объектов культурного наследия и ценных градоформирующих объектов, необходимо утверждение единой зоны их охраны, разработка требований к градостроительным регламентам. Пока нет этих документов, а их в области нет, невозможно дать оценку градостроительному потенциалу территории, и, как следствие, просчитать бизнес-модель.

Деньги вернут?

- Правительство разрешило списать 2/3 инфраструктурных кредитов, то есть оставить деньги в регионе. Какая сумма осталась в Самарской области? На что её планируют потратить?

- В соответствии с долговой книгой Самарской области её долг по ссудам и кредитам из федерального бюджета составляет 52 миллиарда рублей. Две трети - это большие деньги, которые могут пойти на благо жителей региона.

О направлениях расходования средств мы узнаем при формировании бюджета Самарской области на 2025 год и плановый период 2026 - 2027 годов. Надеюсь, это будет взвешенный подход и рациональное распределение средств.