Плюсы
«Новые правила техосмотра хороши уже тем, что избавляют владельцев новых машин от этой головной боли», – считают автолюбители. Действительно, автомобили младше трёх лет с 2012 г. освобождаются от прохождения ТО, а машины-«подростки» (от 3 до 7 лет) будут проходить его раз в два года. Тем авто, которые старше семи лет, нужно будет, как и раньше, проходить ТО раз в год. А грузовому и коммерческому транспорту, в т. ч. такси и «маршруткам», – раз в 6 месяцев.
Центров, где можно пройти осмотр, станет больше: теперь это не только государственные, но и частные станции. В течение двух лет владельцы авто сами смогут выбирать, куда обратиться: привычный пункт инструментального контроля (ПИК) при ГИБДД или аккредитованный Российским Союзом автостраховщиков (РСА) частный сервис. В дальнейшем ПИКи планируется упразднить.
Цена за прохождение ТО по новым правилам также волнует автовладельцев: власти сначала заявили, что она составит 2-3 тыс. рублей, и это порядком встревожило автолюбителей. Но недавно Федеральная служба по тарифам рассчитала, что эта цифра должна составлять не более 958,5 рубля (без НДС). Надеемся, что это не просто цифры, а так действительно и будет.
Ещё одно новшество: попавший в ДТП из-за технической неисправности автомобиля автовладелец сможет обращаться за возмещением убытков к своему оператору техосмотра или к оператору, выдавшему талон на машину виновника происшествия. Следовательно, станет сложнее «купить» техосмотр, ведь тот, кто вам его продал, сам же отвечает за последствия «в случае чего». Значит, есть надежда, что большее число автолюбителей будет его честно проходить. С другой стороны, уверены автовладельцы, «попробуй докажи, что причина аварии – неисправность, не выявленная при ТО: автосервисы скорее в лепёшку разобьются, чем будут что-то выплачивать».
Минусы
Самый главный – с нового года без талона техосмотра нельзя будет оформить ОСАГО. Более того, даже если у вас есть талон, но срок его действия истекает меньше чем через полгода, оформлять или продлевать полис в страховой компании вам также не станут. В этом случае придётся проходить ТО досрочно, а это означает лишь одно – новые траты.
«Новые правила отчасти усложняют процесс продажи договоров ОСАГО и формируют новые требования к качеству заполнения документов, а, следовательно, и затраты. Очевидно, что количество ошибок при заполнении документов в первое время возрастет, т.к. и сейчас качество работы отдельных агентов и брокеров оставляет желать лучшего. Нельзя исключать и возможное недобросовестное поведение посредников, которые с нового года получат еще один способ незаконных манипуляций», – комментирует Мария Гуляева, заместитель начальника департамента маркетинга и развития ОСАО «Россия». Так что в страховых структурах с нового года ожидается подорожание полисов ОСАГО.
По новым правилам, если в автосервисе в автомобиле обнаружили неисправность, то в этом же автосервисе вам предложат её устранить, и тогда не придётся повторно оплачивать техосмотр (но, естественно, нужно будет оплатить ремонт неисправной детали). Если же устраняете неисправность в другом техцентре, то платите за ТО заново. Автолюбители считают, что и это нововведение станет полем для вымогательства: «У вас течет рулевая рейка. Поменяем?» За цену, втрое большую, чем средняя стоимость этой операции в специализированных сервисах по соседству. И неважно, действительно был этот узел неисправным или нет. Доказать это невозможно: в большинстве автосервисов у клиента нет возможности зайти в ремзону, а неисправная рейка, которую позже выдадут владельцу машины, всегда найдется. В этом случае выбор невелик: либо ехать на другую СТО и платить заново за осмотр авто, либо соглашаться на «развод», – пишет «Oksi» на самарском форуме автомобилистов.
Споры
Не только автолюбители, но и многие страховщики уверены: в 2012 году нас ждёт страшная неразбериха. За техосмотром выстроятся очереди, Союз автостраховщиков не успеет разработать и внедрить систему аккредитации частных СТО, всё подорожает в разы. Как частные автосервисы должны будут отчитываться перед РСА, в какую единую систему заносить все данные об авто, прошедших/не прошедших техосмотр, – непонятно до сих пор, а 2012 год уже практически на носу.
Общественность взбудоражило недавнее предложение об отсрочке введения новых правил и продлении моратория, действующего сейчас на техосмотр. (Мораторий, который был введен сроком на год, позволяет ездить с просроченным талоном ТО до того дня, после которого истекает срок действия полиса ОСАГО.) Александр Меренков, гендиректор страховой компании «Северная казна», выступил с заявлением, что новый механизм должен быть запущен не с 1 января нового года, а с 1 июля − после выборов президента. Это нужно, чтобы страховщики успели получить окончательные разъяснения по порядку проведения и прохождения ТО. Однако позже РСА поспешил заверить автомобилистов: все идет по плану, а перенос сроков – не более чем частная инициатива Меренкова.
Автовладельцы советуют: «Если не хочешь проблем, то пройди ТО в декабре 2011 г., и на год, пока все не устаканится, у тебя головняков нет». В Госавтоинспекции не очень-то охотно идут на предоставление досрочного ТО, так что, выбирая этот способ решения возможных проблем, знайте: нужно письменное заявление на имя начальника ГАИ, а отказать вам не имеют права. Также автолюбители надеются, что пока государственные пункты техосмотра будут работать, как раньше, там можно будет спокойно пройти процедуру в январе.
Смотрите также:
- Московское время ударило по кошелькам самарцев →
- Как бороться с нечестными автостраховщиками? →
- "Неделя подписчика" →