Продадим ли миллион. Что ждёт российский авторынок

Центробанк России поднял ключевую ставку до 15%, вслед за ней выросла и стоимость кредитов. Особенно заметно выросла цена на автокредиты - с 17 до 25% в среднем по рынку. Как в таких условиях будет выживать отечественный автопром и не придётся ли тольяттинскому заводу переходить на неполную рабочую неделю?

   
   

Какое будущее у автопрома?

В начале осени на заводе озвучили планы по наращиванию объёмов производства на главном конвейере - в сентябре на 28%, а с начала следующего года - на 40%. Эксперты не исключают, что оптимизм автогиганта, скорее всего, был связан со стремительным ростом рынка автокредитования. Ежемесячно количество выданных займов на покупку машин в 2023 году обновляло исторические максимумы. Если говорить о процентном соотношении, то 51% всех купленных машин в России в этом году - кредитные. Но вот продлится ли «праздник жизни» на авторынке в 2024 году - большой вопрос.

«Продажи росли потому, что до недавнего времени была неплохая ситуация, связанная с процентными ставками, для многих эти ставки были приемлемы. Немаловажную роль сыграл отложенный спрос и расширение ассортимента: появился выбор в связи с появлением на рынке китайских поставщиков. Кроме того, массовая волна обновления автопарка у нас была в 2012-2016 годах и сейчас просто пришло время обновить машину», - считает экономист Владислав Бандуров.

Лидером рынка в этом году остаются тольяттинские машины. «Самая массовая марка на рынке новых автомобилей - «Лада», она продолжит удерживать лидерство ещё долго. Сейчас её доля 31%. При этом из иностранных марок на первое место поднялся HAVAL, а лидер авторынка CHERY опустился на второе место», - рассказывает главный редактор сайта «Автостат» Сергей Удалов. Как отмечают в «Автостате», рынок Самарской области в этом году растёт быстрее, чем в целом стране. Этому есть несколько причин: во-первых, из-за сложностей с логистикой автовозы, которые развозят иномарки, отправляют в Самару и Тольятти, чтобы не гнать их назад «порожняком», а загрузить «Ладами». Во-вторых, традиционно потребитель в нашем регионе любит тольяттинскую продукцию. Если по России на долю данной продукции приходится 31% продаж, то в нашем регионе «Лады» составляет 51%.

Затишье перед бурей

Экономист, эксперт в области автопрома Тимур Хубаев не разделяет оптимизма и пророчит автогиганту... банкротство. По его словам, тольяттинский автозавод - это «реликт советской эпохи с огромными цехами, неимоверными и неэффективными мощностями, низким качеством и прочими глупостями для программы «Время» советских времен».

По его словам, таких заводов нет ни у кого, их не проектируют и не строят уже последние лет 70. «Есть такое понятие - точка безубыточности. Для данной компании -это 550 тысяч автомобилей в год. Смогут ли они продать такое количество машин в 2023 году? А сколько будет продано в 2024?» - задает риторические вопросы эксперт. По его словам, тольяттинский автогигант идёт по пути АЗЛК: огромная территория, полная зависимость от входящих компонентов, плохой менеджмент и абсолютная неспособность договариваться с поставщиками.

«Судьба завода - работать на бюджет. Отсутствие прозрачной программы развития не даёт возможность содержать его без госучастия. Удивительно, когда автозавод может существовать только на дотации. Я убежден, что его банкротство при таком подходе - всего лишь вопрос времени. Это трагично. Потому что это очень значимое предприятие для Тольятти», - считает Хубаев.

   
   

Голосуют деньгами

Аналитики Авто.ру Оценка изучили объявления и выяснили, какие новые машины сильнее всего подорожали, а какие, наоборот, подешевели. Что касается Самарской области, то здесь дорожали новые Haval, Lada, Geely. При этом сильнее всего цена выросла на модель Toyota Land Cruiser Prado - до 9,5 миллиона рублей. Выросла в цене и отечественная Lada Niva до 1,2 млн рублей. На 7% снизилась цена на китайский Tank 500, теперь машина стоит около 6,5 миллиона рублей. Lada Niva Legend потеряла в цене 3% - до 960 тысяч рублей. Kia Sportage подешевела до 3,8 млн рублей.

«Для рынка, как обычно, есть три сценария: базовый, оптимистический и пессимистический. В лучшем случае в следующем году будет продано 1,24 млн автомобилей, в худшем - 1,027 млн. За первые три квартала, по данным АЕБ, в стране продано всего 638678 машин. Даже если начнут снижать ставку рефинансирования, то произойдет это, дай Бог, весной. А автобизнес - штука очень медленная, и хорошо, если он отреагирует к лету. Да и маловероятно, что цена на машины будет падать. Да, кредиты подешевеют, но зарплаты у людей почти не растут. Опять же ни один из прогнозов не учитывает изменение в ставках утильсбора. Допустим, покупатели машин с мотором до трёх литров, при условии что ввозят машину сами, разницы не ощутят - как было 3400 рублей, так и осталось. А вот юрлица, которые в основном и везут машины из-за рубежа, эту разницу почувствовали уже в августе. Подорожание в 2-3 раза, а за модели с движком более трёх литров в 4-5 раз. Этот новый порядок иначе, как безумием, не назвать. Так что, если мы и следующий год закончим «вблизи» миллиона проданных машин - это можно считать удачей. Тольяттинский автопром занимает ведущую строчку, поскольку рассчитан на массовый сегмент покупателя. Хотя, честно говоря, не очень представляю себе человека в здравом уме, покупающего «Весту» за 1,2 - 1,8 млн. Тут, видимо, опять же расчет на то, что государство позаботится о рынке сбыта среди чиновников и госструктур. Думаю, завод сохранит лидерство. Самая удачная его модель, на мой взгляд, - «Нива». На неё даже за рубежом устойчивый спрос есть, а машине, простите, уже полвека. При этом на ту же «Весту» смотрят косо, поскольку эта модель по технике и качеству от «Логана» ушла недалеко, а цена значительно выше. Но есть и позитивные моменты. С вазовскими моделями ситуация хотя бы по запчастям понятна. Они недороги, их много, а чинить «Ладу» всё ещё может даже человек с низкой квалификацией. Идеальный автомобиль для кризисных ситуаций. А вот от чего бы я отказался - так это от экзотики. Многие машины везут на наш рынок дилеры на свой страх и риск. Структуры импортера, обеспечивающей склад запчастей и обучение, для многих иномарок попросту нет. И с осторожностью стоит относиться к машинам для иностранных рынков. Там требования к качеству другие», - говорит автор видеоканала TROYTEST.RU Андрей Трой