Россия стоит на пороге нефтеперерабатывающего кризиса

«Чёрное золото» теряет пробу

«Татнефть» не готова перерабатывать высокосернистую нефть на своём комплексе ТАНЕКО, сообщает портал «Нефтетранспортная территория». Компания изначально планировала работать с 4% серы в нефти (именно такую добывают в Татарии) уже в 2012 году. Но теперь заявила, что производственные мощности не смогут принимать местное сырьё до 2015 года. И попросила поставлять на свой новый НПЗ нефть с содержанием серы 1,8%. То есть, брать из трубопровода смесь, облагороженную лёгкой и малосернистой нефтью Западной Сибири. О чём и проинформировала «Транснефть». И это вместо планировавшихся с 2013 года поставок на ТАНЕКО в год 7 млн тонн высокосернистой нефти с содержанием серы 2,33% и - в перспективе - 4%.

   
   

Слишком много серы

Невыполненные обещания «Татнефти» оборачиваются проблемами для нефтяного рынка страны в целом. Задержка ввода мощностей ТАНЕКО привела к повышению содержания серы в трубопроводной системе в среднем на 0,1%, сообщил «Интерфаксу» пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Дёмин. Ситуация осложняется ещё и тем, что количество высокосернистой нефти в системе постоянно растёт - за последние два года оно увеличилось почти на 3 млн тонн, заявил в интервью корпоративному журналу «Трубопроводный транспорт нефти» заместитель вице-президента трубопроводной монополии Игорь Кацал. Так, содержание серы в экспортном направлении по нефтепроводу «Дружба» увеличились за это время с 1,4% до 1,56%, на порт Приморск - с 1,35% до 1,45%, на порт Новороссийск - с 1,3% до 1,4%.

В итоге «Транснефть» вынуждена перераспределить грузопотоки в сторону направлений, где есть запас по качеству – в основном, на восток, уточнил Игорь Кацал. В ближайшее компания мы планирует представить предложения по корректировке схемы грузопотоков в министерство энергетики. Дело в том, что второй по значению экспортный сорт российской нефти – идущая по трубопроводу ВСТО смесь Espo – имеет большой «запас прочности». Сегодня реальное содержание серы в сорте составляет 0,51%, плотность - 843 кг/куб. м. В то время как установленные предельные показатели допускают содержание серы 0,65%, плотность - 850 кг/куб. м. Говоря другими словами, провал ТАНЕКО сделал российскую нефть хуже.

Потеря в качестве оборачивается потерей экспортной выручки

- По нашим расчётам увеличение содержания серы в нефти на 0,1% уменьшает стоимость нефти на $0,124 за баррель, - отмечает Игорь Дёмин. Скидку приходится делать в основном потому, что серы в топливе должно быть как можно меньше. По нормам экологического стандарта «Евро-2» (он действует в России до конца 2012 года) серы в топливе может быт не больше 0,05% (или 500 ppm). В 2013 году в силу вступит «Евро-3» и тогда допустимое содержание серы в бензине опустится до 0,015%, в солярке – до 0,035%. Выделить лишнюю серу из нефтепродуктов сложно и дорого – поэтому приходится делать скидку покупателю за лишнюю серу. Если помножить потерю 12,4 центов с барреля на добываемую в России нефть, убытки для страны получаются колоссальные – порядка $460 млн за год.

Между тем, повышение содержания серы в нефти снижает стоимость сорта Espo. В результате из-за нерасторопности татарских нефтепереработчиков могут пострадать в том числе и амбициозные планы России по созданию нового маркерного сорта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Пока ТАНЕКО – это просто большой «самовар»... Эксперты опасаются, что в жертву качеству экспортных поставок могут принести внутренний рынок. Высокосернистая нефть, скорее всего, будет поставляться на российские НПЗ, что может привести к очередному переносу сроков установления в стране высоких требований к качеству топлива. Сейчас ТАНЕКО возглавляет список НПЗ с низким уровнем переработки (его мощность составляет 7 млн тонн в год) – не выше 45%.

Первичная переработка практически не даёт прибавочной стоимости созданным продуктам (в основном это прямогонный бензин, низкокачественное дизельное топливо и мазут) и на деле просто «портит нефть». Отправляя всю продукцию на экспорт ТАНЕКО наносит потери бюджету страны из-за недополученной таможенной пошлины. Дело в том, что экспортные сборы на нефтепродукты на треть меньше чем на нефть. Расчётные потери от поставок на указанные НПЗ для российского бюджета «Транснефть» оценивает более чем в $2 млрд в год, для тарифной выручки трубопроводной компании - в $300 млн.

...к тому же построенный за государственный счёт

Проблема увеличения содержания серы в нефти после 2010 года была спрогнозирована. В качестве одного из решения проблем обсуждалось введение банка качества нефти. Это распространённая в мире методика компенсации изменения потребительной стоимости нефти в результате смешения различных сортов. Такой банк предполагает дифференциацию доходов добывающих компаний в зависимости от качества добываемой ими нефти. В России в данный момент применяется только в системе нефтепровода КТК. Попытки учредить в России банк качества нефти предпринимались с 1994 года, когда такую методику разработала и пыталась внедрить «Транснефть». В апреле 1995 года «Транснефть» разослала свои предложения по нефтяным компаниям для согласования. В пояснительной записке говорилось, что перерасчёт пени и компенсаций будет производиться ежемесячно на основании данных о качестве нефти, сданной на узловых пунктах в сеть магистральных нефтепроводов.

   
   

За основу брались два главных показателя: плотность в градусах API (Американского нефтяного института) и процент содержания серы. По методике, разработанной «Транснефтью», отклонение от нормы (то есть от среднего качества экспортируемой нефтяной смеси) на каждый градус API соответствовало 3 центам за баррель, а на 0,1% серы - 5 центам. Данные ставки, согласно плану, должны были пересматриваться раз в год. Получалось, что «Башнефть», например, была обязана платить по $1,14 пени за каждую тонну своей нефти при поставке в Германию, а «Пурнефтегаз», напротив, получал по $1,56 премии при экспорте через Новороссийск. Реакция нефтяников Башкириии и Татарии была крайне негативной. Они категорически отказались присоединиться к банку качества.

Таким образом, республики оказалось в весьма выгодном положении, продолжая добывать и поставлять в систему высокосернистую нефть, одновременно получая более лёгкое сырье для переработки на своих мощностях. Другим выходом из ситуации могло стать строительство нового НПЗ, который бы начал перерабатывать самую сернистую нефть, чтобы она вообще не поступала в общую трубопроводную систему. В 2009 году обсуждалось несколько вариантов строительства заводов для переработки нефти с содержанием серы более 3%, в том числе, расположенные в Сызрани и Самаре. В результате победил вариант «Татнефти» - ТАНЕКО, так как именно эта компания сдаёт в систему 23-24 млн тонн высокосернистой (до 4%) нефти в год. В итоге на строительство ТАНЕКО было потрачено более 200 млрд рублей, в том числе 16,5 млрд рублей из Инвестиционного фонда России. Теперь минимум до 2015 года к этой сумме придётся прибавлять по $460 млн из-за снижения качества Urals и Espo.

Смотрите также: