АКОМ призвал коллег к объединению

   
   

Удержаться на плаву

В конференции, проходившей в Автограде 9 и 10 октября, приняли участие более 70 человек, в том числе гости из регионов России, представители органов власти, иностранных компаний, научно-исследовательских лабораторий и университетов.

На пленарном заседании участники конференции обсудили вопрос: как российской аккумуляторной промышленности уцелеть на глобальном рынке, не быть «задавленной» крупными производителями и, более того, развиваться с прицелом на экспорт? «Сегодня экспортируется лишь 20% аккумуляторных батарей, производимых в России, - представил цифры член совета международной ассоциации «Евробат» Чарльз Аккерман. - При этом объём российского рынка составляет 12 млн батарей в год, из них выпускается отечественными компаниями лишь около 6 млн».

Вывод прост: отечественные производители аккумуляторов способны защитить свои интересы, только объединившись. «Окно возможностей» российских предприятий сужается, импорт усиливается, - говорит президент группы компаний «АКОМ» Николай Игнатьев. - Если мы не вырастем - финансово, технологически, - в ближайшие 2-3 года, крупные европейские игроки нас просто вытеснят с рынка. Нас может усилить и сблизить лишь диалог и совместная защита своих интересов».

По сути, АКОМ предложил остальным российским производителям АКБ создать общее представительство, способное выдвигать законодательные инициативы, направленные на лоббирование интересов российских предприятий. Одну-две компании вряд ли услышат в правительстве, а вот к мнению крупной ассоциации наверняка прислушаются. Площадкой для такой консолидации, по мнению многих участников форума, может стать ассоциация «ИНТЕРБАТ», объединившая ведущих европейских производителей АКБ и их поставщиков.

Кто придёт на смену литию?

Второй вопрос, активно обсуждавшийся участниками конференции, совпадает с её названием: «Сегодня и завтра индустрии химических источников тока». Будущему различных типов батарей были посвящены доклады большинства учёных. Например, доктор химических наук Юрий Вольфкович (Институт физической химии и электрохимии РАН), уверен, что будущее за суперконденсаторами - устройствами, представляющими собой гибрид конденсатора и химического источника тока. Такой суперконденсатор, например, планируется использовать в «Ё-мобиле», создание которого идёт сейчас в России. Д.х.н. Александр Скундин считает, что на смену сегодняшним литий-ионным аккумуляторам придут литий-воздушные, литий-серные и натрий-ионные АКБ. Д.х.н. Татьяна КУЛОВА представила доклад, в котором доказала, что литий в аккумуляторах вполне можно заменить кремнием с прожилками из алюминия - такой аккумулятор способен быть гибким, иметь толщину всего в один микрон и ёмкость в 2000 миллиампер/часов на грамм.

Обсудили и проблему создания новых инжиниринговых центров. Если раньше крупные производства содержали целые исследовательские отделы, финансируя научно-практические разработки, то сейчас всё чаще требуется, чтобы этим занимались сами производители компонентов. «В частности, именно этого хочет от своих поставщиков АвтоВАЗ», - отметил исполнительный директор Поволжского отделения Российской инженерной академии Андрей КРАЙНОВ, презентуя участникам форума технопарк «Жигулёвская долина». Именно там планируется создать базу, на основе которой резиденты технопарка смогут заниматься научными исследованиями, в том числе разработкой автокомпонентов.

   
   

Справка

Группа компаний «АКОМ» - крупнейший российский производитель автомобильных аккумуляторов. Предприятие, расположенное в г. Жигулёвске, осуществляет поставки для ведущих автозаводов: «АВТОВАЗ», «GM-АВТОВАЗ», «ИжАвто», «Ford», «Sollers Isuzu», ПАЗ, ГАЗ, УАЗ. В 2013 г. АКОМ первым среди российских аккумуляторных заводов стал членом престижной ассоциации европейских производителей батарей «Евробат».

Комментарий

Владимир Классен, мэр г.о. Жигулёвск

- Мы рады, что благодаря одному из наших предприятий Тольятти выпала честь принимать такой представительный форум. АКОМ стремится стать наукоёмким, экологически безопасным и социально ответственным производством, а это очень важно для города.

Смотрите также: