В одной из деревень Самарской области живет самый настоящий хранитель банных традиций губернии. Оказывается, еще несколько десятилетий назад коренные самарцы уделяли банным процедурам огромное внимание и подходили к походу в парную креативно. О том, как парились наши деды и прадеды, рассказал уроженец деревни Филипповка Федор Поликарпов, который в конце этого года отметит свой восемьдесят второй день рождения.
Готовились заранее
«Сейчас все топят баню газом, а во времена моего детства пользовались дровами. Бани топились «по черному». Печи никто не делал, так как кирпич был страшным дефицитом и тратить его на банную печку никто не хотел. Огонь разводили просто на специальной площадке, а весь дым и гарь проходили через помещение, согревая его. Копоть была страшная, невозможно было прислониться к стенам или полкам, чтобы не вывозиться в сажи. Чтобы не вывозиться в сажи, баню после того, как протопят, отмывали стены отскабливали и только после этого шли париться. Сами понимаете, сколько времени требовалось на то, чтобы подготовить баню. Поэтому многие топили баню по очереди, приглашая соседей, чтобы сэкономить время», - вспоминает Федор Семенович.
Отдельного внимания заслуживала и оснастка бани. Обстановка в самарских термах того времени была более чем спартанская.
«Это сейчас есть в продаже какой угодно строительный материал. Тогда ничего не было. Не денег у народа не было, чтобы купить что-то, а именно товара не было. Срубовые бани были у единиц, обычно бани строились как мазанки – плетень с двух сторон обмазанный глиной, крыша всегда была соломенной. Над огнем на камнях размещалась каменка. Доставали две металлические накладки, которыми железнодорожники соединяли рельсы между собой, клали их на кирпичи и на них насыпали кучу битого кирпича, которая вбирала тепло огня. Достать эти самые накладки было очень сложно. Когда мой отец строил баню, рабочие с железной дороги привезли ему их ночью, а заплатил он за них три ведра молока, сто яиц и трехлитровую банку самогона. По тем временам это было целое состояние. Я помню, как отец тогда радовался, что достал этот материал», - говорит Поликарпов.
Но на этом сложности не заканчивались, баню не только нужно протопить, в ней нужно еще нагреть воду. А как это сделать, если в большинстве своем бочки для воды были деревянными? На помощь тогда приходил опыт уж совсем далеких предков. Ответственный за топку бани человек грел в огне камни и опускал их в бочку с водой. Со временем вода нагревалась, и можно было мыться.
Нестерпимый жар
Оказывается, наши деды очень любили жаркую баню и воду на каменку плескали постоянно, при этом никакими модными гаджетами в виде шапки для парной и рукавиц тогда никто не пользовался.
«Мальчишки не любили ходить в баню со стариками, париться с ними было просто нестерпимо. Они столько лили воды на каменку, что на голове начинали трещать волосы. Я очень хорошо помню, как я в таких случаях падал на пол поближе к двери, там было немного прохладнее. Но выйти из этой адской жары мы боялись, потому что считалось, что ты выпускаешь пар и портишь все удовольствие от бани», - делится воспоминаниями Федор Поликарпов.
7 веников
Русская баня просто немыслима без хорошего веника, и тут изобретательность наших дедов не знала предела. По словам Федора Поликарпова, для изготовления банных веников использовались различные растения.
«Веники делали из смородины, вишни, бузины. Париться этими вениками одно удовольствие, они наполняют баню очень приятным ароматом. Но их никогда не заготавливали на зиму. После сушки листья на них почти не держатся и сразу облетают. Ими парились только летом. Да и париться таким веником уметь надо. Традиционно банные веники запаривают в кипятке, с душистыми вениками так поступать нельзя. Листья тут же свариваются, собираются в комочки и становятся липкими, а сам веник становится тяжелым. От такого веника на коже может образоваться ожог. Поэтому «летние» не запаривали, а просто время от времени опускали в холодную воду, чтобы лист не пересыхал», - расскрывает секрет Федор Поликарпов.
Впрок же заготавливались березовые, дубовые, липовые и ивовые веники. О последним стоит сказать отдельно. По словам Федора Поликарпова, ивовый веник считался женским. Его листья были мягкими и шелковистыми, что особенно нравилось женщинам, кроме того, он благотворно влиял на кожу.
Мужчины же предпочитали в основном жесткие дубовые веники, которые великолепно справлялись с функцией массажа. К тому же такими вениками можно было париться по нескольку раз.
«Веник нельзя оставлять в парной, как уходишь из бани, все веники нужно вынести в предбанник. В этом случае париться дубовыми и березовыми можно не один раз», - советует Федор Поликарпов.
Была и своя экзотика, например, можжевеловые веники. Их использовали больше в лечебных целях, для лечения легочных заболеваний. Но пользовались ими редко, так как товар этот был достаточно дефицитным. Такой веник требует осторожного обращения, так как иголки могут легко травмировать распаренную кожу.
Только эвкалиптовыми вениками наши деды не парились. По словам Поликарпова, эвкалипт использовался только как добавка к классическим веникам, либо просто лежал в парной, наполняя ее запахом эфирных масел. Так же листья эвкалипта добавлялись в кипяток при запарке веника. Кстати, воду от запарки плескали на каменку, чтобы еще больше усилить целебный эффект.
В рамках проекта «Легенды губернии» «АиФ в Самаре» и дальше будет собирать забытые традиции нашей области и особенности повседневной жизни прошлых лет. Если у вас есть интересная история или человек, который может рассказать о забытых традициях, сообщите об этом по e-mail: ps78@yandex.ru Будем вместе возрождать историю нашего края.
Смотрите также:
- Встретили как родных. Беженцы с Украины начали обживаться в Самаре →
- Жизнь с привидениями. Как превратить старую Самару в город-музей →
- У одежды из бабушкиного сундука большое будущее →