В Самаре завершено расследование уголовного дела в отношении машиниста башенного крана, по вине которого, по версии следствия, погиб рабочий. Материалы переданы в суд.
Как сообщили в СУ СК РФ по Самарской области, уголовное дело расследовал Ленинский межрайонный следственный отдел города Самары. Машинист обвиняется по ч. 2 ст. 216 УК РФ — нарушение правил безопасности при ведении строительных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Трагедия на площадке
По данным следствия, 15 марта 2025 года крановщик грубо нарушил технику безопасности, перемещая груз в запрещённой зоне — над рабочими местами.
Именно в этот момент металлическая опалубка сорвалась и упала на стропальщика, который находился в зоне складирования груза. От полученных травм мужчина скончался на месте происшествия.
Следователи считают, что при соблюдении требований охраны труда трагедии можно было избежать.
В настоящее время расследование завершено, обвинительное заключение утверждено. Уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Кроме того, суд уже постановил взыскать со строительной компании 1,5 млн рублей в пользу вдовы погибшего в качестве компенсации.
«На стройке мелочей не бывает»
По словам строителя с более чем 15-летним стажем Владимира Л., безопасность на площадке — это ответственность не только одного человека.
«Крановщик обязан подавать звуковой сигнал, чтобы привлечь внимание рабочих перед перемещением груза. Это базовое правило, — отмечает специалист. — Но и рабочие, и стропальщики должны быть максимально внимательны. Нужно постоянно следить за тем, что происходит над головой».
Эксперт подчёркивает, что дисциплина на стройке имеет решающее значение.
«Нельзя ходить по площадке в наушниках и слушать музыку. Это вопрос жизни и смерти. Кроме того, крановщик работает не один. Есть мастер, который отвечает за организацию работ и за всё, что происходит на его участке», — добавляет Владимир Л.
Также, он отметил, что не понятно, по какой причине сорвался груз. Если из-за того, что кран совершил слишком резкий маневр и он стал сильно раскачиваться, то это может быть ошибкой крановщика. А если был неправильно закреплен или порвался крепежный трос, то здесь возникают уже вопросы к организации работ.
Ответит один
Теперь окончательную точку в деле поставит суд. Машинисту грозит наказание, предусмотренное уголовным законодательством за нарушение правил безопасности, повлёкшее гибель человека по неосторожности.
Как разъяснил в разговоре с samara.aif.ru председатель Коллегии адвокатов «Струков и партнёры» Игорь Струков, статья, по которой будут судить крановщика, предусматривает наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до семи лет.
«Также предусмотрено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью», — добавил адвокат.
На вопрос, который возник у редакции после общения со строителями о том, почему только один крановщик предстанет перед судом, Игорь Струков объяснил, что к ответственности должно привлекаться лицо, на которое непосредственно должностными обязанностями возложена обязанность по соблюдению конкретных правил безопасности.
«В данном случае дело будет рассмотрено только в отношении лица, которое по материалам уголовного дела, являлось обвиняемым», — подытожил он.
Тенденция?
Гибель стропальщика в марте 2025 года уже не единичный случай. Напомним, 15 января уже этого года в центре Самары на строительстве жилого комплекса «Кватро» оборвалась фасадная люлька с рабочими. Конструкция рухнула с высоты 20-го этажа. Двое мужчин погибли на месте, третий получил тяжёлые травмы. По факту трагедии возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 216 УК РФ — нарушение правил безопасности при ведении строительных работ, повлёкшее смерть двух и более лиц.
Тогда надзорные органы заявили о проверках соблюдения трудового законодательства и строительных норм. Следствию предстоит установить, что стало причиной обрыва троса — техническая неисправность, нарушение эксплуатации или халатность ответственных лиц.
Эксперты отмечают, что строительная отрасль остаётся довольно травмоопасной, а цена формального отношения к инструкциям здесь — человеческая жизнь.