Устал или разленился? А вдруг дело в чём-то другом, более серьёзном, чем просто нежелание вставать по утрам?
Сами успокойтесь!
Не нужно обвинять сына или дочь в лени или, не дай бог, в тупости. Попробуйте разобраться, почему это происходит. Может быть, это то, что школьные психологи называют тревожностью. И узнав её причины, вы можете самостоятельно или с помощью психолога помочь ребёнку вновь полюбить школу. Одна из распространённых причин такой тревоги, по мнению психологов, - учебные перегрузки. - Надо помнить, что всему и сразу ваше чадо не научится и если ребенок не тянет в физико-математико-английской школе, нужно, чтобы не доводить ситуацию до стресса, просто перевести его в обычную школу, без повышенных требований.
Ведь и маленькому человеку нужны отдых и развлечения, - напоминает педагог–психолог Cамарского регионального социопсихологического центра, психолог тольяттинской школы №33 Наталья Шустикова. - Ещё одной причиной постоянной тревоги могут стать и несложившиеся отношения с одноклассниками, отсутствие контакта с учителем. Например, отвечая у доски, ученик от волнения начал вдруг заикаться, а класс ответил ему смехом. Или педагог ошибся в произношении фамилии ребёнка. Эти обычные для взрослых ситуации маленький человек может воспринять как проявление негатива к его личности.
Страх могут вызвать и неадекватные ожидания со стороны родителей или даже повышенная тревожность самих родителей. Кстати, в возрасте 7-11 лет ребёнок больше всего боится быть «не тем», сделать «что-то не то». Поэтому такие тревожные дети чаще других увиливают от сложных заданий.
Оранжевое настроение
Многие родители считают, что такие неприятные моменты «рассосутся» когда-нибудь сами собой. Но педагоги говорят, что любой пустяк может вырасти, как снежный ком, и та же боязнь отвечать у доски, если её не преодолеть, может перерасти в стойкую фобию. В тольяттинских школах, где применяют здоровьесберегающие технологии, с тревогой детей научились справляться с помощью программы «Самочувствие».
Суть её в том, что в начале и в конце занятия, которое проводилось после уроков, каждому ребёнку предлагалось выбрать жетончик определённого цвета, который символизирует его настроение – с каким он приходит на урок и с каким уходит. Чаще всего дети приходили с неопределённым настроением, выбирали жетоны тёмного цвета. А к концу занятия после различных ролевых игр и весёлых упражнений они предпочитали жёлтые и оранжевые цвета, сигнализируя тем самым, что они забыли неудачи за день, что у них прибавилось уверенности в своих силах, захотелось что-то сделать приятное своим сверстникам.
Таким же образом, то есть в игре, и сами родители могут вполне разобраться с самочувствием собственного чада. Например, можно отвести роль «учителя» любимой ребёнком игрушке. Неплохо, если какой-нибудь Тедди будет в течение дня «наблюдать» и «оценивать» действия ребёнка, разговаривать с ним о его детских проблемах, а вечером «похвалит» или «пожурит» за дневные дела и поведение. Так, с помощью игрушки родителям удастся постепенно выяснить причину дискомфорта у ребёнка и привести его эмоциональную сферу в порядок.
Смотрите также:
- Дети не нужны. Почему государство наплевательски относится к сиротам →
- Груз знаний. По плечу ли школьникам современная учебная программа? →
- Дети прогресса. Как изменились самарские школьники за 15 лет →